На главную
Вопрос 8 Научнаые сообщества и научные школы. Понятие научной элиты.

Научное сообщество - социальная форма организации науки. Совокупность занимающихся наукой людей и составляет научное сообщество. Термин был введён М. Полани. Под научным сообществом понимается неопределённый, чаще всего широкий круг учёных. В наиболее общем смысле, научное сообщество весьма многогранно и отличается сильно диверсифицированным составом: в него входят теоретики, экспериментаторы, техники, инженеры, лаборанты. Они могут придерживаться разного стиля мышления. В наиболее узком смысле, под научным сообществом понимается группа специалистов, участвующая в разработке определённой предметной области или проблемы. Научное сообщество не является организованным обществом, у него нет законных представителей. Состоит из научных организаций и обществ. Объединяется стремлением к истине, особой научной этикой. Одним из важнейших требований, предъявляемых к учёным со стороны научного сообщества является готовность делиться информацией. В научном сообществе, как и в любом обществе, существует определённая иерархия, но она имеет специфический характер. Важную роль в координации научной деятельности имеют ссылки на источники и научные конференции. Научное сообщество представляет собой сложную самоорганизующуюся систему, в которой действуют и государственные институты, и общественные организации, и неформальные группы. Отличительной чертой этого сообщества является повышенная степень признания авторитета, достигнутого научными успехами, и сниженный уровень признания авторитета властного, что порой приводит к конфликту государства и научного сообщества. Также следует отметить более высокую, чем в других социальных сферах, эффективность неформальных групп и особенно отдельных личностей. Важнейшими функциями научного сообщества являются признание или отрицание новых идей и теорий, обеспечивающее развитие научного знания, а также поддержка системы образования и подготовки новых научных кадров.
Научное сообщество может быть понято:
- как сообщество всех ученых;
- как национальное научное сообщество;
- как сообщество специалистов той или иной области знания;
- как группа исследователей, изучающих определенную научную проблему.
Роль научного сообщества в процессе развития науки не однозначна.
Положительные стороны:
Во-первых, упорядочивание системы представлений о предмете и развитии той или иной науки (т.к. представители научного сообщества едины в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области).
Во-вторых, для них характерен универсализм, при котором ученые в своих исследованиях и в оценке исследований своих коллег руководствуются общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания.
В-третьих, понятие научного сообщества фиксирует коллективный характер накопления знания. Оно выступает от имени коллективного субъекта познания, дает согласованную оценку результатов познавательной деятельности, создает и поддерживает систему внутренних норм и идеалов, так называемый этос науки. Ученый может быть понят и воспринят как ученый только в его принадлежности к определенному научному сообществу.
В-четвертых, все члены научного сообщества придерживаются определенной парадигмы — модели (образца) постановки и решения научных проблем.
Отрицательные стороны:
К отрицательным характеристикам деятельности научного сообщества относится то, что поскольку научное сообщество направляет свое внимание на строго определенный предмет и оставляет вне поля зрения все прочие, то связь между различными научными сообществами оказывается весьма затруднительной. Представители разных научных сообществ зачастую говорят «на разных языках» и не понимают друг друга. Их сосуществование можно уподобить проживанию на различных этажах огромного здания науки.
Научная школа — коллектив учёных (различных по возрасту, статусу, образованию, компетентности и т.д.), разрабатывающих под руководством лидера — главы школы — выдвинутую им исследовательскую программу. Обычно в качестве основных характеристик научных школ называют:
1. Исследовательская программа — необходимое условие существования научной школы и ее системообразующий фактор. Исследовательская программа обладает новизной и уникальностью безотносительно к масштабу ее задач (будь то создание новой теории или разработка определенного методического приема).
2. Развитие научной школы возможно лишь в том случае, когда исследовательская программа обладает продуктивностью, т.е. если в ней заключены возможности ее дальнейшего развертывания по мере освоения предмета исследования.
3. Главная функция научной школы — исследовательская, однако необходимым условием ее существования и развития является функция «обучения творчеству», реализуемая не только главой школы. Научная школа вряд ли окажется воспитательным органом для входящих в нее молодых учёных, если старшие опытные сотрудники также не выступят в роли учителя.
4. Как реализация научно-образовательной и педагогической функций, так и осуществление возможности неформального общения, являющегося условием продуктивной работы научной школы предполагают построение ее организации по такому ее способу, который допускает прямые контакты между всеми членами научного коллектива.
5. Находящаяся внутри научного сообщества, школа - исследовательский коллектив представляет собой относительно автономную группу учёных, характеризующуюся своим стилем межличностных отношений, нормами и стандартами научного исследования, самобытным стилем общения.
6. Теоретико-методологические положения, составляющие основание исследовательской программы, разделяются всеми членами школы и определяют единый методологический строй мышления.
7. Определенная система межличностных отношений и стиль общения, распределение исследовательской работы между сотрудниками, необходимые для продуктивной реализации исследовательской программы, определяются научными способностями главы школы, как научного лидера и организатора коллективного исследовательского процесса.
8. Кроме чисто исследовательских и педагогических задач, перед каждым сотрудником и школой в целом стоит задача представления своего подхода во внешнем научном сообществе, связанная с обоснованием его продуктивности и защитой от критики.
9. Рождение научной школы — исследовательского коллектива определяется моментом формирования группы учёных, реализующих исследовательскую программу, прекращение ее существования может быть связано с несколькими обстоятельствами:
o Во-первых, научная школа прекращает существование в связи с исчерпанием или дезактуализацией ее исследовательской программы, а также с обнаружением и признанием ее непродуктивности.
o Во-вторых, в случае отсутствия организаторских способностей главы школы происходит распад ее коллектива.
o В-третьих, перестает отвечать понятию школы — исследовательского коллектива такое объединение учёных, направление деятельности которого вышло из-под контроля лидера.
o В-четвертых, такая научная школа перестаёт существовать как единая целостность в связи со смертью ее главы. В последнем случае деятельность школы продолжается, если находится достойный преемник. Однако здесь нецелесообразно говорить о продолжении ее существования в качестве единой школы: уместно рассматривать два исследовательских коллектива в рамках одного научного направления.
В науковедении различают «классические» научные школы и современные.
Классические научные школы возникли на базе университетов. Расцвет их деятельности пришелся на вторую треть XIX века. В начале XX в. в связи с превращением научно-исследовательских лабораторий и институтов в ведущую форму организации научного труда им на смену пришли современные или «дисциплинарные» научные школы. В отличие от «классической» научной школы дисциплинарные ослабили функции обучения и были сориентированы на плановые, формирующиеся вне рамок самой школы, программы. Когда же научно-исследовательская деятельность переставала «цементироваться» научной позицией и стратегией поиска руководителя, а направлялась лишь поставленной целью, дисциплинарная научная школа превращалась в научный коллектив. Творческие коллективы могли функционировать и на междисциплинарной основе. Для эффективного решения поставленной задачи члены коллектива подразделялись на проблемные группы.
Понятие «научная элита»
Научная элита – особый тип научной среды. Это производители интеллектуальной собственности. Сама интеллектуальная собственность в общих чертах определяется как собственность на знание и информацию, происхождение которой связано с трудом данного ученого или научного коллектива. Элита (от лат. eligo) означает «выбирать», и совершенно очевидно, что в разномастной прослойке интеллигенции выкристал-лизовываются ее отборные экземпляры и типажи, включающие в себя создателей духовных ценностей, выдающихся теоретиков, инженеров, медиков, признанных профессиональным сообществом. К супер-интеллектуальной элите относят лауреатов Нобелевской премии.
Элита представляет собой некоторое избранное меньшинство, превосходство которого очевидно. Ее авторитет не имеет ничего общего с влиянием количественного фактора. Поэтому подлинной элитой может быть только интеллектуальная, а не та часть населения, которая присвоила себе максимальное количество материальных благ.
Существуют методики, которые указывают на ряд необходимых атрибутов и признаков при решении вопроса об отнесении того или иного представителя интеллигенции к интеллектуальной элите. В качестве таковых предлагаются следующие показатели:
• избрание конкретного ученого действительным членом, членом корреспондентом, почетным членом академий, научных учреждений и обществ;
• присуждение премий и медалей за научную деятельность;
• включение биографических справок о них в специальные биографические справочники и энциклопедии;
• участие ученых в работе редакционных коллегий, изданий с высоким научным цензом;
• высокий индекс цитирования публикаций ученого членами мирового научного сообщества.