На главную
Вопрос 53. Структура современной науки. Науки естественные, гуманитарные, социально-экономические и технические. Науки фундаментальные и прикладные.

В процессе развития науки происходит тесное взаимодействие естеств-х, соц-гуман-х и технич-х наук, усиливается «онаучивание» практики и возрастание активной роли науки во всех сферах жизнедест-ти людей, повышение ее социального значения, сближение нацчных и вненаучных форм знания, упрснение аксиологической (ценностной) суверенизации науки.
Что касается классификаций современных наук, то они проводятся по самым различным основаниям (критериям). По предмету и методу познания можно выделить:
Гуманитарные и социальные науки – это науки о человеке и человеческом обществе (психология, история, этика, эстетика, социология);
Социально-экономические науки – в них человек рассматривается не как таковой, а с конечной точки зрения (экономика, прикладная социология –это науки более прикладные ,математизированные);
Естественные – система наук о природе, теоретическая основа промышленности, сельского хозяйства и медицины. Дали возможность оказать решающее влияние на конструирование, так как позволяли по-новому рассматривать технические устройства.
Любая соц.-экономическая наука является гуманитарной – о человеке.
И о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика, эпистемология и др.).
Отдельную группу оставляют технические науки. 4 основных этапа в развитии технических знаний. Первый этап – донаучный, когда последние сущ-ли как эмпирич-кое описание предмета, средств трудовой деят-ти чел-ка и способов их применения. Он охватывает длител-й промеж-к времени, начиная с первобытнообщинного строя и кончая Эпохой Возрождения. Второй этап – зарождение технических наук – охватывает промеж-к времени, начиная со 2-й половины XV в. до 70-х гг. XIX в. Для этого этапа хар-но то, что для решения практических задач начинает привлекаться научное знание. В е-знании в это время склад-ся все те особен-ти, к-ые определили в дальнейшем лицо классич-й науки. В технике – это период возникновения машинной техники, связанный со становлением капиталистического способа произв-ва. Третий этап, к-ый м.б. назван классическим, по времени охватывает 70-е гг. XIX в. и продолж-ся вплоть да середины XX в. Технические науки выглядят сформировавшейся и развитой областью научных знаний со своим предметом, средствами и м/дами и ясно очерченной объектной областью исследования. В этот период сложились довольно устойчивые, четкие ф-мы взаимосвязи е-знания и технических наук. 4-й этап продолж-ся и в настоящее время, и среди его характ-ых особенностей м. выделить интеграцию естественнонаучного и технического знания как проявление общего пр-сса интеграции науки.
Очень своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления. Предметом математики является не какая-либо особая форма движения материи, а абстрактно выделенная (количественная и пространственная) сторона движения и взаимоотношения тел природы. Не будучи сама частью естествознания, математика тесно связана с ним и по отношению к нему выступает в качестве аппарата — особого приема исследования и обобщения опытного материала.
В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, геология, биология и другие, каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дисциплин.
Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке. С одной стороны, она выступает как наука о человеке как мыслящем и действующем существе, с другой – она тесно связана с мировоззрением, представляет собой самосознание культуры. Существует определенное сходство философии с математикой. Как математика может применяться практически во всех науках для исследования любых явлений и процессов, так и философия может и должна стать важнейшей составной частью любого исследования. Исследование – деятельность мышления.
По своей "удаленности" от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира, и где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем, опираясь на закономерности, установленные фундаментальными науками. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.
Гуманитарные науки также подразделяются внутри себя: история, археология, экономическая теория, политология, культурология, экономическая география, социология, искусствоведение и т.п. Как бы ни подразделялись науки, "но наука одна, и едина, ибо, хотя количество наук постоянно растет, создаются новые, - они все связаны в единое научное построение и не могут логически противоречить одна другой.
К настоящему времени наиболее обстоятельно разработана классификация естественных наук, хотя и тут немало дискуссионных, спорных моментов.
В последние годы резко возрос интерес к социальному (гуманитарному) познанию, которое рассматривается как один из своеобразных видов научного познания.
Каждая из наук – это целая область знания, включающая в себя десятки дисциплин. В науке идет интенсивный процесс дифференциации и интеграции знания, который порождает множество проблем. Наука перестает быть соразмерной человеку. Он больше не в состоянии разобраться в растущем потоке информации. Это одна из наиболее актуальных проблем ближайшего будущего.
Сейчас существенно изменились цели и направления фундам-х исследований. От преимущественного изучения структ-х вопросов, к которым химич-я технология не имела непосредств-ого отношения, химики перешли главным образом к исследов-ям химич-х пр-ссо, к-ые стали также и объектом химич-ой техн-гии. Естественно, что становление и развитие общей химической технологии как самостоятельной науки предполагает, прежде всего, формирование ее концептуального ряда – теории химической технологии.
Ныне общая химическая технология сущ-ет как система научных знаний, включ-щая в себя: 1) рез-ты изучение мех-ма и кинетики реакции на молекулярном уровне; 2) выводы о влиянии всех физ-их факторов на ход химич-х превращений в процессах переноса масс, энергии и импульсов в надмолекулярном уровне.; 3) инф-цию о взаимодействиях м/у всеми технологическими узлами на уровне промышленной установки ил даже всего производственного комплекса в целом.