На главную
Вопрос 5 Наука и мифология. Наука и искусство. Наука и философия.
Философия науки как учение, объясняющее мир, как форма мировоззрения по своей роли сравнима с мифом. Их сближает целостное видение мира. Однако сам мир и принципы построения такого видения в них различны, поэтому философия и мифология являются различными типами мировоззрения. Философию определяют как “теоретически сформулированное мировоззрение”, то есть теоретическое учение о мире, месте в нем человека и о различных формах отношения человека к миру.
. Чем же она отличается от мифологии?
Мифология (собрание мифов) была исторически первой формой систематизированного мировоззрения. Мифы (слово “мифос” в переводе с древнегреческого языка означает “предание”) представляют собой вымышленные истории о деяниях фантастических существ, богов и героев. Как объяснение мира, мифологическое мировоззрение имеет ряд особенностей, отличающих его от философии: 1) оно основано на вере в мифы, 2) мир в нем един: природное в нем не отделено от сверхъестественного и социального (общественного), человек живет в природном мире вместе с другими природными существам, богами и героями, духами и т.п. 3) в мифах имеет место олицетворение сил природы и общества, 4) там присутствует особая пространственно-временная характеристика событий (время циклично, оно движется по кругу; пространство неоднородно, в нем есть места “хорошие” и “плохие”). Миф, в отличие от философии, не выступает ясно в качестве знания о мире, реальности. Создатели мифов были наивными реалистами: искренне верили в то, что придумывали; сами не различали свой вымысел и действительность.
Миф-это мир многого , миф-порядок , образец для подражания , мифы не требуют обоснования, принимаются , что было так.
Художественные знания в искусстве –живопись, поэзия , музыка; в искусстве реализуются все формы познания-отражение внутреннего мира художника , Целью искусства не является познание.(создание художественного образа , опредмечивание.А наука-распредмечивание , стремиться установить законы.Искусство стремится создать образ мимолетный
Религия - вторая форма мировоззрения, выросшая из мифологии. Характерной чертой религиозного мировоззрения является то, что его основанием, как и в предыдущем случае, служит вера. Но сама по себе религиозная вера - явление более сложное, чем вера в миф. Религиозная вера - это так же вера в существование мира сверхъестественного, но этот мир уже отделен от мира природы, стоит над ним; он активно вмешивается в дела земного мира, в некоторых религиях (например, христианстве) управляет миром людей. Люди же всегда находятся ниже богов и не способны вмешаться в небесные дела. Религиозное мировоззрение всегда включает в себя и мифологическое, так как в нем присутствуют разнообразные мифы, повествующие о жизни святых и богов. Таким образом, религия, с одной стороны, допускает неполную объяснимость мира, существование в нем областей, недоступных нашему слабому разуму. С другой стороны, она заставляет людей ориентироваться на то, чего в действительности не существует, - на выдуманное. Поэтому некоторые проблемы оказываются для религиозного мировоззрения заведомо неинтересными и нерешаемыми.
Исходя из сказанного, можно выделить следующие особенности религиозного мировоззрения: 1) оно основано на догматической вере в сверхъестественное и в религиозные авторитеты; 2) в нем происходит удвоение мира: разделение его на мир земной, природный, и мир небесный, сверхъестественный; небесный мир всегда стоит выше земного; 3) оно накладывает ограничения на развитие познания.
Критерием религиозного знания является иррациональность
В Древней Греции на смену мифологическому мировоззрению пришло философское. Произошло это потому, что древние греки первыми обнаружили способность нашего разума собственными силами доходить до причинных объяснений мироздания. Они провозгласили разум единственным надежными источником истины и, используя рациональные методы, превратили заимствованные ими на Востоке разрозненные преднаучные сведения в начатки наук, противоречившие вымышленным мифологическим объяснениям мира. Эти противоречия вызвали кризис мифологии, потребовали создания нового типа мировоззрения, которое опиралось бы на рациональное знание и служило бы потребностям повседневной практики. Таким новым типом мировоззрения и стала философия.
Философия подвергла критическому рассмотрению мифологическое мировоззрение и постепенно исключила из картины мира все, что противоречило разуму. Применение разума для исследования различных сторон действительности вызвало к жизни частные науки.
В методологии принято характеризовать виды познания по их объектам, предметам и методам. Объект знания - это окружающий мир или его часть, которая изучается человеком (субъектом). Предмет познания - это то, что выделяется в объекте в процессе познания, тот аспект реальности, о котором субъект знает нечто или пытается узнать. Метод, или способ получения знания - совокупность приемов и операций практической и теоретической деятельности, порождающих знания. Что же философия, имеет она свой объект, предмет и методы, отличающие ее от других наук и оправдывающие ее существование?
Частные науки берут в качестве своего объекта какую-либо часть реальности, причем предмет всякой науки заранее определен. Математику интересуют количественные характеристики и числовые или геометрические закономерности в материальных объектах. При этом, ученому-математику заранее известны границы и основные качества объекта его исследования. Химию интересуют химические свойства вещей реального мира, физику – физические свойства. И только философия делает своим объектом Универсум - все имеющееся как целостность. При этом, что такое Универсум, на исследование которого отправилась более двух с половиной тысяч лет назад античная философия, сначала было неизвестно. И сегодня, обладая большим объемом знаний о мире, философия чистосердечно сознается, что это знание неполно, несовершенно и не завершено. Оно будет меняться, потому что изменяется мир.
“Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни” (Новая философская энциклопедия. М., 2000-2001. Т. 4. С.195).
Предмет философии, выделенный в приведенном определении - это основания и фундаментальные принципы человеческого бытия, отношение к природе, обществу и духовной жизни.
Философия почти ничем не отличается от частных наук, так как основными методами философии являются методы теоретического мышления, применяемые также всеми науками: анализ, синтез, дедуктивный вывод, индукция, доказательства, диалектика и т.д. Особое место в методологии философского исследования принадлежит методу универсального сомнения, предложенному еще в XVII в. Р. Декартом, методу реконструкции (восстановления), конкретно-историческому методу, герменевтическому методу (методу истолкования смысла), методу сравнительного анализа и появившемуся сравнительно недавно методу компьютерного моделирования. Однако следует учитывать, что заслуга создания методов теоретического мышления принадлежит не частным наукам, а философии: науки приняли на вооружение методы, открытые философией и описанные в философской науке - логике.
В западноевропейской культуре философия и наука долгое время развивались вместе, поэтому отношения между ними для многих продолжают оставаться запутанными. Истоки этой путаницы - в ранней истории. В Древней Греции первоначально все знание функционировало как единый нерасчлененный комплекс, знания в нем пока не дифференцировались по различным научным дисциплинам и “наук” в современном смысле этого слова не существовало. Были накоплены обширные, но разрозненные и несистематизированные преднаучные знания, связанные с решением прикладных практических задач.
Определенностью в понимании науки, предмета и метода науки мы обязаны Аристотелю, хотя попытки как-то разделить знания, безусловно, предпринимались и до него. Аристотель поставил это разделение на прочную почву дефиниций основополагающих для научной деятельности понятий “знания”, “научного знания”, “науки”, в которые включил указание на метод научного познания и различие наук по предметам исследования. И он же назвал философию “наукой”, поместив ее на вершине над всеми прочими науками, “теоретическими, практическими и творческими”.
Функции философии:
1. Философия изучает процесс производства знаний в различных областях познания.
2. Функция интеллектуальной разведки (новые области).
3. Интегрирующая функция (собирание отдельных фактов и их оценка).
4. Этическая экспертиза научных исследований и их результатов.