На главную
Вопрос 32 Химический способ мышления и химический язык.

Химик-исследователь должен заботиться не только о получении надежных экспериментальных результатов, но и разрабатывать способы их компактификации, позволяющие сделать добываемую им информацию общедоступной, включить ее в общий массив химического знания. Ясно, что такие способы должны носить именно теоретический характер и единственным «инструментом», пригодным для их эффективной разработки и реализации, является мышление.
Своеобразие химической науки, ее индивидуальность в ряду других естественнонаучных дисциплин определяется особым способом мышления — химическим, который позволяет адекватно и максимально эффективно решать выделенный класс теор. и практ. задач. Наиболее существенной частью «механизма» мышления любого типа являются понятия. Химический способ мышления реализуется посредством системы химических понятий. Химические понятия всегда имеют выражение в виде слов-терминов, каждый из которых обладает совокупностью потенциальных значений и опр. смыслом в конкретном контексте. Очевидно, что существуют правила построения высказываний с использованием химических понятий, выполнение которых необходимо, чтобы эти высказывания (предложения) имели химический смысл. Можно сказать, что совокупность химической лексики (понятий-терминов) и специфического синтаксиса (правил построения осмысленных высказываний) составляет особый химический язык, соответствующий химическому способу мышления. Эффективность химического языка как средства логической переработки информации обусловлена рядом особенностей химических понятий и химического синтаксиса.
1. Химические понятия отражают стоящие за ними реальные природные референты не во всей полноте их качественного многообразия, а только с химической точки зрения, обеспечивая такую функцию химического языка, как узнавание. В разнообразных и разнокачественных природных явлениях химик всегда выделяет их химический аспект посредством приложения химических категорий и понятий. Выделенное в качестве специфически химического и идентифицированное посредством языковой конструкции (дефиниции, описания, обозначения) явление химик всегда относит к определенному типу, определяет его место (положение) в некоторой классификационной схеме. Это позволяет оптимально определить характер практической задачи, требующей решения, и выделить адекватные ей способы решения и методы оценки качества (надежность, правильность, точность) этих решений.
2. Конкретная информация о природных явлениях, получаемая исследователем, подвергается длительной и многоступенчатой логической обработке, осуществляемой языковыми средствами, такими как понятия и их совокупности (классификационные схемы, структурные модели, теории). Одним из важнейших способов такой переработки является обобщение, реализуемое за счет того, что понятия не только обозначают некоторый идеальный объект, но и выражают существенные взаимосвязи данного объекта с другими. Соответственно, всякое понятие включено, встроено в определенную структуру взаимосвязанных понятий. В результате логической переработки информация превращается в знание и может быть включена в имеющуюся согласованную систему химических знаний. Такое включение обычно осуществляется посредством выработки новых понятий или перестройкой структуры некоторой подсистемы понятий. Химические знания могут быть выражены в наиболее систематизированном и общем виде именно на химическом языке. Конечно, химический язык постоянно развивается, обогащается новыми «словами» и «синтаксическими правилами».
3. Химия, как и всякая наука, представляет собой общественную (коллективную) форму деятельности, и в принципе невозможна без средств коммуникации представителей научного сообщества друг с другом и с обществом в целом. Наиболее эффективным средством такой коммуникации является именно химический язык, позволяющий точно и кратко выражать смысл и логику химической проблематики и результатов химического мышления. Коммуникативная функция обеспечивает и необходимые связи науки с практикой и обществом в целом. Химический язык позволяет не только эффективно аккумулировать химические знания и опыт, но и передавать их от поколения к поколению. Только таким образом возможно прогрессивное развитие науки, неуклонное возрастание ее практической мощи и эффективности.
4. Специалист-химик при решении теоретических или практических задач обязан не только действовать определенным, адекватным стоящим задачам, образом, но и ясно понимать, почему он действует именно так, а не иначе, почему выбранный им способ может считаться наилучшим из возможных или хотя бы достаточным и эффективным. Именно благодаря владению химическим языком химик имеет возможность осмысливать проблему, формулировать вопросы и возможные ответы на них, обобщать накопленный эмпирический материал, осуществлять критический анализ своих знаний и действий. Ясно, что единственным эффективным средством рефлексии является химический язык.
Из сказанного выше следует, что осознанное, целесообразное развитие химии как науки должно быть направлено не столько на расширение массива сведений о веществах и реакциях, сколько на развитие и усовершенствование химического языка, его лексики и синтаксиса, а также способов увязывания высказываний на таком языке с химической практикой. Именно владение химическим языком составляет сущность важнейшего умения квалифицированного специалиста-химика — способности развертывать компактифицированное научное знание в форму, пригодную для оптимального решения конкретной практической задачи.
В химическом языке особое место занимает математическая составляющая. Математические средства являются неотъемлемой частью теоретического аппарата любой естественной науки. В настоящее время математика, используемая в химии, представляет собой преимущественно более или менее обширный арсенал вычислительных алгоритмов. Математика, однако, дает естественным наукам логические средства для глубокой структурной переработки информации, в том числе и экспериментальных данных. Среди этих средств наиболее полезными являются математические структурные модели (векторные пространства, группы, графы, скалярные и векторные поля и т.д.), полезность которых обусловлена высокой степенью и совершенством их структурированности. Максимальное внедрение математических структурных моделей является одним из главных способов прогрессивного развития теоретической химии и совершенствования химического языка как системы химических понятий.