На главную
Вопрос 23. Соотношение эмпирического и теоретического в научном знании.
Эмпирическое знание – это множество высказываний об эмпирических объектах. Они не обязательно логически связаны между собой.
Теоретическое знание – это множество высказываний об идеальных объектах. Причём, как правило, данные высказывания организованы в логически взаимосвязанную систему.
Источником эмпирического знания является информация об объективной реальности, получаемая через наблюдение и эксперимент. Тогда как источником теоретического знания является информация об идеальных объектах, являющихся продуктами деятельности мышления.
Таким образом, теоретическое и эмпирическое знания имеют совершенно различные онтологии. В случае теор. знания – это мир мысленных, идеальных конструктов. Существовать в таком мире значит быть определённой, непротиворечивой, предметной единицей мира рационального мышления. В случае эмп. знания – это мир эмпирических предметов. Существовать значит иметь такое предметное содержание, которое принципиально наблюдаемо и многократно воспроизводимо. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что между теор. и эмп. знанием не существует логического моста, что одно непосредственно не выводимо из другого. Т.о. нельзя утверждать, что научные теории выводятся из эмп. опыта, являются логическими обобщениями его. Научные теории конструируются и надстраиваются над эмпирическим знанием для выполнения определённых функций, например, понимание, объяснение, предсказание. Но создаются они благодаря творческой деятельности разума.
Также неверным считается представление о том, что из научных теорий можно непосредственно вывести эмпирически проверяемые следствия. Т.к. из научных теорий могут быть выведены только теоретические следствия, которые, правда, потом уже внелогическим путём могут быть идентифицированы с определёнными эмпирическими высказываниями.
Важно отметить, что теоретическое знание является сложной структурой, состоящей из 3 уровней (аксиомы; частные теор. законы; частные единичные высказывания). Т.о. с эмп. знанием могут сравниваться только единичные следствия после из эмпирическое интерпретации и идентификации с соответствующим эмпирическим высказыванием. Такая идентификация теор. и эмп. терминов осуществляется с помощью идентификационных предложений, в которых утверждается определённое тождество значений конкретных терминов эмп. и теор. языков. (Например: из оптики – «Евклидовая прямая есть луч света»; из астрономии «Разбегание галактик есть эффект Доплера»). Т.е таке предложения имеют инструментальный характер, их задача быть связующим звеном между теорией и эмпирией.
Но тут возникает проблема: всегда имеется возможность предложить новую интерпретацию любой теории. Любое, сколь угодно большое число интерпретаций теории неспособно полностью исчерпать её содержание. Это говорит о принципиальной несводимости теории к эмпирии, о самодостаточности теор. мира и его относительной независимости от эмпирического мира.
Теория проверяется на опыте всегда не сама по себе, а только вместе с присоединённой к ней эмпирическое интерпретацией, а поэтому ни согласие этой системы с данными опыта, ни противоречия с ними не способно однозначно ни подтвердить, ни опровергнуть теорию сому по себе. Следовательно, проблема истинности теории не может быть решена только путём сопоставления её с опытом. Её решение требует дополнительных средств и, в частности, привлечения более общих – метатеоретических предпосылок и оснований научного познания.