На главную
Вопрос 16 Неклассическая наука XIX-XX вв. и её осн. особенности.

Глобальные научные революции не могут не оказывать влияния на изменение типов рациональности. Рациональность (от лат. - разумный) – форма разумного отношения человека к миру. Научная рациональность – познавательное отношение к миру, которое основано на уверенности, что все явления мира подчинены закономерностям, которые могут быть познаны и выражены с помощью понятийного мышления в конкретных формах организации истинного научного знания.
В современной философии выделяют несколько различных типов рациональности, изменение которых происходило в результате революций в истории естествознания. При этом возникновение нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.
Неклассическое естествознание (к.19-н.20в.). Доказана несостоятельность механист. естествознания. Закладываются основы квантово-релятивистской картины мира. Специальная теория относительности Эйнштейна объясняла закономерности электромагнитных явлений в движущихся телах. В космологии появл. концепция нестационарной Вселенной. Зарождение генетики как науки. Для неклассического типа научной рациональности характерен учет связи между результатами познавательной деятельности и средствами, с помощью которых они были достигнуты. Т.е. субъект познания включается в науку. Реальность объясняется как зависящая от субъекта, его средств, действий. Предмет знания – не абсолютно объективная реальность, а срез реальности, заданный через призму, используемых в познании средств и форм исследования.
Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация (объяснение) этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного знания - описание и истолкование мира. Учитывается роль прибора в познании микрообъектов. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии (т. е. размышления и анализа собственно психического состояния). Хотя имплицитно (подразумеваемый, невыраженный) они, т. е. внутринаучные и социальные ценности, определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).
Современная рациональность характеризует познавательные процессы с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта.