На главную
Вопрос 14. Особенности средневековой науки. Наука и универститеты.
Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV-XV вв. В истории Европы этот период называют не иначе как «мрачный», имея при этом в виду общий упадок цивилизации, крушение Римской империи, нашествие варваров.
Основным фактором, определившим революционные изменения в развитии общества и науки, было то, что внутри феодального общества вызревали новые производительные силы, пришедшие в противоречие с феодальными производственными отношениями и потребовавшие как новых форм общественного бытия, так и новой науки. Пока же культивировавшаяся в университетах схоластическая наука базировалась на принципе - истина уже открыта в священном писании и в трудах богословских авторитетов (к которым причислялся и Аристотель), и долг ученых - изучать и комментировать эту истину.
Появляются первые университеты, сначала в Испании, где в 8 веке уже арабами был организован университет в Кордове, затем в Италии, Париже и Англии.
Университет средневековой Европы существенно отличался от современного университета.
Лекция (буквально - чтение) в средневековом университете по необходимости была основной формой сообщения знаний. Книг было мало, они были дороги, и поэтому чтение и комментирование богословских и научных трудов являлось важной формой информации.
Преподавание велось на латинском языке, равно как и богослужение в католических храмах. До XVIII в. латинский язык был международным научным языком, на нем писали Коперник, Ньютон и Ломоносов.
Наука развивалась не только в светских школах (с XI в.), а затем в университетах (с ХIII в.), но прежде всего в монастырях, религиозных орденах, среди которых наиболее известными стали францисканцы (Александр Гэльский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) и доминиканцы (Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский).
Средневековье знало семь свободных искусств: грамматика, диалектика, риторика (триумвиум); арифметика, геометрия, астрономия, музыка, пение церковных гимнов (квадриум). Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками-искусствами.
Черты средневековой науки:
1. Универсализм (тяготение к всеобщему познанию мира в целом, понять мир, как законченное всеединство, космос и человек созданы единым творцом);
2. Символизм (книжный характер познавательной деятельности, толкование священных текстов);
3.Иерархизм (всё в мире выстраивалось по принципу ближе или дальше к Богу, оправдание наличия неравенства);
4. Телелогизм (совокупность правил в форме комментария, цитирование авторов + комментарий, не изучались природные закономерности);
5. Искусственный триурвизм (грамматика, диалектика, история, арифметика, геометрия, астрономия, музыка).
Перечисленные особенности средневекового мировоззрения отразились на процессе познания, обусловив его специфические черты.
Основными научными достижениями эпохи средневековья можно считать следующие:
1. Сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира. Введены понятия: пустоты, бесконечного пространства, прямолинейного движения.
2. Были усовершенствованы и созданы новые измерительные приборы.
3. Началась математизация физики.
4. Развитие специфических в средневековье областей знания - астрологии, алхимии, магии - привело к формированию зачатков будущих экспериментальных естественных наук: астрономии, химии, физики, биологии.
Промышленный переворот, который осуществился в Новое время, был во многом подготовлен техническими новациями Средневековья.
Средневековая наука не предложила новых фундаментальных научных программ. Ее значение состояло в том, что был предложен ряд новых обобщений, уточнений, понятий и методов исследования, которые подготовили основу механики Нового времени.
В целом можно констатировать откат средневековой науки назад, по сравнению с античной. На фоне общего упадка науки развивались арифметика, астрономия, необходимые для вычисления дат религиозных праздников. Наука была объявлена «служанкой богословия», средством решения чисто прикладных задач.
Крупными схоластами ортодоксального направления были Альберт Великий (1193-1280) и Фома Аквинский (1225-1274). Альберт Великий был почитателем Аристотеля, автором многих сочинений богословского и естественноисторического характера. Фома Аквинский создал своеобразную энциклопедию католического богословия «Сумма теологии», в которой вопросы познания природы и общества рассматривались в ортодоксально-католическом духе. Он выработал общие принципы католического богословия, считаемые церковью незыблемыми и по сей день. Выдвигая идею гармонии веры и разума, Фома Аквинский тем не менее подчинил науку богословию (наука -- служанка богословия).
Наука в средние века была в основном книжным делом, она опиралась главным образом на абстрактное мышление. При непосредственном обращении к природе она пользовалась, как правило, методами наблюдения, крайне редко -- эксперимента; видела свою цель не в том, чтобы способствовать преобразованию природы, а стремилась понять мир таким, каким он предстает в процессе созерцания, не вмешивающегося в естественный ход событий и не руководствующегося соображениями практической пользы. В этом отношении средневековая наука была антиподом как науки Нового времени, так и средневековой техники, именно последняя была первоначально носителем духа преобразования, который в XVI--XVII вв. стал доминирующим и в науке. Следует при этом помнить, что средневековая техника пронизана интеллектуальным началом, это выражено в изречении Бенедикта Нурсийского. Техника должна облагораживать труд, а труд -- жизнь. Интеллектуальный подход к труду и технике стал этосом, который позже оказал влияние на Лютера и Кальвина; этос труда впоследствии стал светским этосом буржуазии. Можно сказать, что этос труда стал неотъемлемым элементом западноевропейской культуры; от него зависит все -- знание, техника, промышленность.
Творчество Фомы Аквинского, Альберта Великого стало поворотной точкой развития средневековой культуры, когда первоначальный отказ от светского знания сменился ориентацией на его развитие, как не противоречащего, а сопутствующего божественному откровению. Это подготовило развитие науки, культуры и философии в Новое Время, переросшее затем в научно-техническую революцию.