На главную
нВопрос 13 Первые Научные программы в античной натурфилософии.
В Греции любая техническая ремесленная деятельность называлась тэхнэ-«уловка человека, благодаря которой он обманывает природу».
В зарождение Др.Гр. науки главную роль сыграла элейская школа (Элея – город на территории современной Турции). Элейская философия стала реакцией на концепцию Гераклита, который говорил, что весь мир состоит из противоречий, которые меняются, а значит нет постоянства. Элеаты – а где же истина?
Элеаты говорили, что мир изменчив, но этот мир – не предмет науки, а это мир чувственный, который порождает мнение. А истина существует, так как есть настоящий, неподвластный чувственному восприятию мир, который может быть осознан с помощью ума, он неизменен и представляет собой основу науки. Элеаты впервые указали на существование пласта реальности, на существование нечто такого, что не может восприниматься органами чувств, что достойно того, чтобы его изучать. Можно выделить три научные программы в античной натурфилософии: математическую, атомистическую и аристотелевскую. Математическая – Эвклид. Атомистическая –Левкипп, Демокрит, Эпикур. Аристотелевская программа: частные знания изучают не космос в целом, а лишь его отдельные сферы, поэтому их истины не имеют всеобщего характера. Источник партикулярного знания – опыт и его последующая обработка (абстрагирование, индукция, интуиция), источник философских истин – самопознающее мышление. Оно надежнее, его истины необходимы, тогда как истины опыта только вероятны. Опытно приобретенные знания могут получить доказательный статус только тогда, когда будут выведены из всеобщих и необходимых истин. Принципы аристотелевской натурфилософии: финитизм, конечность Вселенной, запрет на бесконечные причинно-следственные цепи (отсюда идея перводвигателя); телеологизм («Бог и природа ничего не делают напрасно»); квалитативизм (отсюда – постоянная полемика с пифагорейцами и Платоном за их попытку квантифицировать физику); дуализм подлунного мира, где четыре элемента и надлунного мира с его квинтэссенциями; иерархичность природы: каждая ступень природной лестницы имеет ценностное превосходство над нижележащей ( что не мешало ему, кстати, находить прекрасное в безобразных животных).
Демокрит – критик элеатов. Обратился к апориям Зенона (тот от противного доказывал невозможность движения и множества), уверял, что в них допущение бесконечной делимости. Демокрит говорил, что предел делимости существует. Этим пределом является физическая величина, которую дальше делить невозможно – принцип Атомис – Предела делимости. Пределом делимости является атом – из атомов состоят мир физический и мир духовный. Атом – постоянен, невидим, не познается органами чувств – это предмет мира, который познается наукой. Атомы отличаются параметрами и характером крючочков. Это объяснение позволяет понять возникновение конгломератов. Следовательно, принцип причинности – любой процесс имеет причину (основа детерминизма). Вместе с тем атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Непосредственно в античности атомистическая концепция не сыграла существенной роли. Она входила в конфликт с принципом бесконечной делимости материи, а также с величайшими достижениями античной математики: открытием несоизмеримости диагонали квадрата с его стороной и т.п. Боги, по Демокриту, состоят из атомов, а Бог – есть космический разум.
Математика, как наука, - приоритетное направление античной науки. Математике предшествовали другие культуры (т. Пифагора известна задолго до Пифагора). Отличие Греческих мыслителей от древних в том, что последние относились к математике и другим знаниям утилитарно. Пифагор после Фалеса: невозможно отделить математику от физики. Математика – не средство вычисления, а ключ проникновения в тайны мироздания. В основе бытия – всеобщая гармония, принципиальные принципы, основа существования которых – число. Один вид чисел – действительные. Математический подход к миру заключался в объяснении определенных количественных отношений между реально существующими вещами. Трагедия пифагорейцев – проблема несоизмеримости (соотношение сторон квадрата нельзя выразить ни целым числом, ни дробным). Пифагор – влияние на всю античную математику. 3 гл. проблемы: триекция угла, удвоение куба, квадратура куба. С пифагорейскими идеями переплеталась школа Сократа, где сформировались некоторые математически-логические проблемы.
Эвклид – предшественник Архимеда. Гл. работа – «Начала» - не является 100 %-ым оригиналом. Его заслуга – обобщение и синтез всех решений др. математиков. Разработал метод изложения математических знаний: аксиоматико-дедуктивный метод. Этот метод являлся эвристическим. Гл. предназначение метода – создание математики как строгой науки с четкими системами доказательств. Логические принципы Евклида: независимость аксиом – ясные и очевидные положения, недоказуемые каким-либо способом. К набору аксиом конструируются специальные правила вывода в рамках логики. Правила применяются к аксиоматике. Из аксиомы следует теорема, которая четко доказывается.
Аристотель создал систему наук, которую никто не создавал до 19 в. (до Гегеля). Он покупает землю и основывает свой лицей (ликей). Ученики – перипатетики (прогуливающиеся). Его научная система приведена в порядок после его смерти учениками. Теофраст – ученик Аристотеля, систематизировал его труды в следующем порядке:
- 1-ая философия – описывает невидимую часть мира (элейская идея – есть реальность, не воспринимаемая органами чувств);
- описывает видимую часть реальности – природу (фисика);
- зоология (основоположник);
- трактат о «Душе» (основоположник психологии)
- политика (от слова ПОЛИС) – учение об обществе и государстве
- этика (учение о личности)
1-ая философия (метафизика) стоит перед физикой. В самое начало кладет «Аристотелевские аналитики». Логика Ар. не изменялась практически до появления математической логики. Аристотель – противник атомистики. Предложил иную физическую программу. Причины: атомистика предполагала существование пустоты, а Ар. не принимает пустоты, т.к. пустота ведет к парадоксам. Ар. – метод умозрения. Особенность – метод обращается к физической реальности, находит в ней регулятор отношений и объединяет отношения в рамках законов природы. Платон – удваивал мир. Существуют мир идеальный (где есть истина) и мир материальный (ничего не дает для познания идеального мира), отношение миров непонятно. Ар. – мир идеальный и мир реальный существуют в неразрывном единстве. Ключевое звено в метафизике – учение о материи и форме. Материя – вечная, никем не созданная, пассивная и неспособная к самостоятельному движению, т.е. это некая возможность. Форма – сущность, активна, соединяется с материей и дает материальный мир. Бог – формула форм – универсальная мировая величина, которая порождает сами формы. Форма – потенциальная реальность. В своей физике Ар. говорит о 4-х стихиях: сухое-влажное, теплое-холодное. Можно дать 6 комбинаций. Но две комбинации ложные (сухое-влажное и теплое-холодное). Существуют четыре комбинации: т-с – огонь, т-в – земля, с-х – воздух, х-в – вода. Это 4 начала бытия. Ар. добавляет 5-ое начало – 5-я Сущность. Мир – некое, полностью наполненное целое, нет пустоты. Почему нет пустоты? На этот вопрос отвечает его динамика. Принцип Ар. – скорость движения пропорц-на массе тела и обратнопропорц-на сопротивлению среды. Если сопротивления среды нет, то скорость бесконечна и тело занимает все пространство.
В познании Ар. выделяет 3 вида наук: Теоретические (стремятся к знанию ради самого знания); практические (стремятся к знанию как средству нравственного совершенствования человека); творческие (стремятся к воспроизведению конкретных объектов).
Познание имеет своим предметом Бытие. Любое знание начинается с ощущений. Разум же усматривает общее в единичном. Формами истинно научного познания являются понятия, постигающие сущность вещи. Ар. – основоположник логики. Логические законы: з-н тождества, з-н противоречия, з-н исключения третьего.
Астрономия. Анаксимандр – Земля свободно плавает и ничем не поддерживается. Земля, будучи в центре остается неподвижной. Пифагор первым начал думать, что Земля сферична (эти доводы принадлежали к области эстетики, а не науки). Анаксагор – открыл, что Земля светит отраженным светом и дал правильную теорию затмений.
Гелиоцентризм – учение о строении солнечной системы, согласно которой ее центром является солнце (Коперник)
Геоцентризм – учение о строении солнечной системы, согласно которой ее центром является земля. (Аристотель, Птолемей, поддерж-сь христианской церковью).