На главную
Вопрос 10 Этическое измерение науки. Нормы научного этоса (Р.Мертон)

Этическое измерение науки. Нормы научного этоса.
Этические ценности и нормы науки
Ценности науки принято подразделять на две группы: «внутринаучные ценности» и «институциональные ценности». Первые имеют отношение к научному знанию, а вторые «являются ориентирами для деятельности по производству этого знания»[2]. «Совокупность институциональных ценностей науки представляет собой «этос» науки…Понятие научного этоса ввел Р.Мертон для обозначения комплекса норм, предписаний и ценностей этического порядка господствовавших в общественном мнении научного сообщества»[2].
Этические нормы определяют, «что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях.
По мнению автора статьи роль институциональных ценностей в научном сообществе может быть сведена к следующему:
• регуляция деятельности, сопровождающей производство знания (сюда могут относиться такие аспекты как: этические нормы, касающиеся проведения исследований; этика взаимоотношений между представителями научного сообщества; этические моменты, связанные с донесением результатов научных исследований до различных групп общественности, а также с использованием результатов научных открытий);
• фиксация тех принципов, которые являются основой самосознания науки, видения наукой самой себя, своего места и роли в социальном мире.
В свете сказанного, можно утверждать, что вопросы этических ценностей и норм актуальны не только на уровне общенаучных дискуссий или в рамках различных дисциплинарных подразделений и специализаций, но и на уровне отдельных научных организаций . Связано это с тем, что каждое научное сообщество в силу особенностей своей деятельности нуждается в специфических этических регуляторах. Каждое научное сообщество может заботиться об этическом измерении своей деятельности: применять этические принципы, выработанные на уровне всего научного сообщества или дисциплинарной специализации, дополняя их своими этическими стандартами и правилами. Может случиться и так, что отдельная научная организация выберет самобытный, идущий вразрез с научным сообществом вариант этической регуляции. Таким путем могут родиться новые ценности, новые этические подходы, регулирующие научную деятельность.
ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАУКИ.
Коллизии XX в. привели к необходимости глубокого осмысления роли и значимости научного этоса. Моральное отношение должно быть распространено на всю биосферу и все аспекты жизнедеятельности человека. Этос науки указывает на нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспект науки. Установки этоса науки, разработанные американским социологом Р. Мертоном, обращают внимание на эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обяза-тельными для ученого.
Обширный класс этических проблем обусловлен тем, что современная техника, помещая человека в далекие от нормального функционирования условия технолоптированного пространства, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Значительное расширение технических возможностей общества сопровождается тем, что в ряде исследований объектом воздействия становится сам человек, что в свою очередь создает определенную угрозу его здоровью и существованию. Физики-ядерщики были первыми, кто столкнулся с проблемами подобного рода. Сейчас эти риски и угрозы затрагивают и область молекулярной биологии, генетики, медицины, психологии и пр.
Любая деятельность имеет свою этику («кодекс чести» ученого). Р. Мертон не употреблял кодекс чести, он употреблял этос науки. «Этос» - обычай, правило, норма. Этос науки – правило деятельности ученого.
Этос науки отвечает требованиям:
- универсализм (неличностный характер научного знания, его объективность, деятельность в области науки не может иметь никаких национальных и расовых ограничений, а также соц. и имущественных)
- коллективизм (научные результаты не должны быть скрываемыми, научное познание всегда есть процесс коллективного творчества)
- бескорыстие (ученый должен в своей Д. руководствоваться принципом поиска истинности)
- критицизм (критическое отношение к себе самому, к своим предшественникам и современникам).
Наиболее важными являются проблемы авторства научных открытий, плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. Этос науки направлен и на защиту науки от лженауки. Ученый может ошибаться, но не может фальсифицировать. Научное сообщество отторгает исследователей, занимающихся плагиатом, бойкотирует их, прерывает с ними всяческие научные контакты, отказывается от совместной работы.
Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей.
Кроме того этическое обоснование должно предварять сам ход эксперимента и научного исследования.
Ситуация, связанная с созданием атомной бомбы, а также новейших смертоносных видов вооружения, ставит задачи гуманного контроля над наукой в качестве приоритетных и первостепенных