На главную
Вопрос 38. Алихимия и ятрохимия как феномены средневековой и ренессансной культуры.

Химия, эта страсть “безумцев”, считалась в Египте священным делом, находилась целиком в руках жрецов и тщательно оберегалась ими от непосвященных. Однако некоторые сведения все же просачивались за пределы Египта. Через Византию, главным образом от арабов после завоевания ими Испании в 711 году химические знания проникли в Европу. Но время с VIII века по XII век было периодом расцвета химии именно в арабских странах. Арабы и переделали первоначальное слово “химия” в “алхимия”, прибавив к этому слову характерную для арабского языка приставку “ал”.
Двенадцативековой период господства алхимии характеризуется верой в магическую силу философского камня, способного превращать неблагородные металлы в золото и серебро, а также поисками эликсира долголетия, “алкагеста”, или универсального растворителя.
Бурный расцвет и повсеместное распространение алхимии нельзя понять, не обратившись к социально-экономической и культурной жизни средневековья. Непрерывно умножающиеся королевские дворы, ведущие бесконечные войны, требовали огромного количества золота. Людей всех сословий все больше начинает беспокоить вопрос о том, где можно быстро достать денег? Дух практицизма и корыстолюбия становится главным в системе ценностей средневекового человека. Даже спасение своей души теперь напрямую зависело от толщины кошелька, о чем свидетельствует широко распространенная практика продажи индульгенций.
На этом фоне и расцветает дьявольская деятельность алхимика, неофициально признававшаяся и ценившаяся как наиболее легкий и удобный способ обогащения.
Свободный в своем творчестве человек как бы меряется силами с самим Богом. И этот человек – алхимик. Поначалу церковь боролась с алхимией как дьявольским искусством. Но потом смирилась. Не случайно среди алхимиков было много служителей церкви.
Способы решения поставленной задачи у алхимиков менялись. Первоначально их поиски были направлены на выявление субстанциальной основы материи, трех идеальных начал – серы, ртути и соли, комбинации которых и дали бы желанный результат – золото. Позднее алхимики избрали другой путь. Они стали искать особое вещество-посредник, названный философским камнем (по-другому – красный и белый эликсир, магистериум, алкагест, панацея и др.)
На содержание и форму алхимического знания огромное влияние оказала мировоззренческая установка средневекового человека видеть в земном – Божественное, во временном – вечное, в природных явлениях –скрытый, сакральный смысл. Все делалось для того, чтобы связать небесное и земное, божественные принципы и материю. С помощью многочисленных аристотелевских и неоплатонических аргументов пытались связать три уровня: общекосмический, общеприродный и конкретный (уровень мастерства подражания макроскопическим процессам). Именно эта установка позволяет считать, что алхимия – дитя средневековья и может быть понята только в его культурном контексте.
Итальянский историк химии Микеле Джуа считает, что алхимия представляет собой первую попытку рационализировать совокупность знаний на основе общего принципа. Считается – и это правильно – что алхимики в неустанных поисках философского камня описали и открыли множество веществ, разработали методы работы с ними, изобрели множество приборов и аппаратов для перегонки, выпаривания, фильтрования, кристаллизации, возгонки и других процедур. Алхимики первыми начали классифицировать химические вещества.
Только оценивая алхимию и как опытно-теоретическую деятельность, и как мифокультурное образование, и как идеологический комплекс, мы поймем феномен ее долгожительства и ее роль в обновляющемся средневековье, сквозь которое уже проглядывали Возрождение и наука Нового времени. Но на этом пути еще одна разновидность донаучной химии – ятрохимия.
В борьбе за создание лекарств на основе точных химических знаний зародилась новая наука, получившая название ятрохимия.
Ятрохимия (Иатрохимия) (от греч. iatros – врач) - это направление в медицине, возникшее в начале XVI века в Западной Европе. Его представители рассматривали процессы в организме человека как химические явления, болезни как результат нарушения химического равновесия.
Появление ятрохимических идей связано условиями жизни при феодализме. Голод, как следствие войн и неурожаев, был причиной эпидемий чумы, проказы, сифилиса, оспы. Во всемирной истории эпоха ятрохимии совпадает с периодом упадка феодализма. Алхимическая вера во всемогущество философского камня в это время отодвигается на второй план. Руководящим началом в изысканиях ятрохимиков становятся служение медицине, борьба с болезнями с помощью химических средств. В период ятрохимии с особой силой проявилась тенденция использования химических знаний в медицинских целях.
Сыграв положительную роль в борьбе с догмами схоластической средневековой медицины, ятрохимия во 2-й половине XVIII веке перестала существовать как направление в медицине, но дало начало экспериментальной химии [3].
К представителям ятрохимии (спагирикам, как называли себя последователи Парацельса) можно отнести многих известных алхимиков XVI – XVII веков: А. Либавия, Р. Глаубера, Я.Б. Ван Гельмонта, О. Тахения
По классификации многих историков химии, именно с ятрохимии начинается период объединения в химии, охватывающий три столетия. Кроме Парацельса, за решение задачи – придать химии единое теоретическое содержание – взялись такие выдающиеся умы, как Г. Шталь и А. Лавуазье.