На главную
Вопрос 28 Кумулят. модель развит. науки. Принцип соответствия Бора.

Кумулятивизм (от лат. Cumulatio – увеличение, скопление) – общая для ряда направлений в логике, методологии и ф-фии науки модель роста научного знания, согл. кот. эволюция науки сводится к постепен. непрерывному накоплению абсолютно достоверных, высоковероятных атомарных истин. Впервые кумулятивистскую модель роста выдвинул Г Галилей, кот. считал, что по своему достоверному содержанию чел-овеч. познание равно божеств., уступая ему лишь с экстенсивной стороны, т.е. по отнош. к множеству познаваемых объектов.
Первая, классич. модель называется кумулятивистской. Ее осн. положения выглядят следующим образом:
Каждый последующий шаг в науке можно сделать, лишь опираясь на предыдущие достижения; новое знание всегда совершен-нее, лучше старого, оно точнее, адекватнее воспроизводит действительность, а потому все предыдущее развитие науки можно рассматр. лишь как подготовку совр. знания.
В прошлом имеют значение только те эл-ты научного знания, кот. соотв. совр. научным теориям. Идеи, кот. были отверг-нуты совр.и теориями, явл. ошибочными, предст. собой недоразумения и зигзаги от столбовой дороги развития науки.
Наиболее полно идеи поступательного кумулятивного развития науки были выра-жены в трудах Э. Маха и П. Дюгема. Научное открытие, согл. Маху, в том и состоит, чтобы представить неизвестное, непонятное явл. как подобное уже чему-то известному и как подчин. тому же з-ну, что и это известное. П. Дюгем также считал, что хотя в истории науки много крупных сдвигов и переворотов, но для того, чтобы включить их в какую-то рац. реконструкцию, их надо свести к постепенности, непрерывности, тогда они будут поняты. Как и природа, пишет Дюгем, наука не делает резких скачков. Введение принципа соотв. в науку как будто обосновы-вало кумулятивистскую модель. Новая и старая теории связаны принципом соответ-ствия, т.е. старая выводится из новой при изменении пар-тров. Напр., классич. меха-ника м. б. выведена из механики релятивис-тской. Г. Спенсер мыслил мех-зм развития знания по аналогии с биологическим мех-змом наследования благоприобретенных признаков: истины, накопленные опытом ученых предшествующих поколений, стано-вятся достоянием учебников, превращ. в априорные полож., подлежащие заучиванию.
Др. модель развития науки – развитие через революции.
Принцип соответствия. Этот принцип является реализацией принципа конкретности истины. Принцип соответствия достаточно широко дискутировался в советской философской литературе. Н. Бор, который ввел этот принцип, дал ему довольно расплывчатую формулировку. Если на смену старой объективной теории приходит новая, более общая объективная теория, то старая не устраняется как нечто ложное, а сохраняется как частный случай. В советской философии она имеет следующее содержание:
Математический аппарат (фундаментальные уравнения) новой теории, содержащей некоторый характеристический параметр, значения которого различны для этих теорий, при надлежащем выборе параметра асимптотически переходит в математический аппарат старой теории.
Впервые идею соответствия сознательно использовал Н. И. Лобачевский при создании первой неэвклидовой геометрии. Но возвел эту идею до уровня методологич. принципа Н. Бор (1913) при разработке теории атома, связывающей внутр. структуру и свойства атома с открытым ?. ?ланком квантом действия. Бор и предложил название "принцип соответствия". Позднее было обнаружено, что действие С. п. выходит далеко за рамки отношений двух теорий, рассматривавшихся Бором, и что он представляет собой существ. закономерность развития науч. теорий вообще.
С. п. раскрывает "механизм" накопления зерен абс. истины в процессе перехода от одной теории к другой. Он направлен как против метафизич. и догматич. представления об истине, так и против филос. релятивизма, чрезмерно раздувающего момент изменчивости науч. представлений. Из факта материального единства мира вытекает, что подобно тому, как все области явлений и все уровни сущности в конце концов неразрывно связаны друг с другом, так должны быть связаны и науч. теории, являющиеся их мысленными отражениями. Переход от старой теории к новой фактически выражает движение мысли от знания более абстрактного к знанию более конкретному, включающему в себя "абстрактные определения" как свои частные и подчиненные моменты.
При всей важности С. п. в совр. науч. познании он является только одной из ряда форм взаимосвязи науч. теорий и выражает лишь одну из закономерностей науч. познания. При рассмотрении, в рамках логики науч. познания, полной картины процессов преобразования и развития науч. теорий должны быть приняты во внимание и др. формы такой взаимосвязи.