На главную
Вопрос 25 Проблема и гипотеза как моменты построения научной теории.

Проблема и гипотеза как моменты построения научной теории
В научно-теоретическом познании можно выделить "узловые моменты" построения и развития знания на теоретическом его уровне – это проблема, гипотеза, теория и закон.
Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема – процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) – ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему – необходимая предпосылка ее решения.
Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства гипотез: одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям:
– Выделяемая гипотеза должна соответствовать установленным в науке законам.
– Гипотеза должна быть согласована с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута. Иначе говоря, она должна объяснить все имеющиеся достоверные факты.
– Гипотеза не должна содержать в себе противоречий, которые запрещаются законами формальной логики (исключение - противоречия, являющиеся отражением объективных противоречий).
– Гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения.
Решающей проверкой истинности гипотезы является практика, но определенную роль в доказательстве или опровержении гипотезы играет и теоретический критерий истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.
Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примеры – классическая механика Ньютона, теория относительности Эйнштейна, теория самоорганизующихся систем (синергетика) и др.
В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы структуры теории:
– Исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.
– Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, "абсолютно черное тело", "идеальный газ" и т.п.).
– Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.
– Философские установки, социокультурные и ценностные факторы.
– Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.
Различают феноменологические (описательные) и нефеноменологические (объясняющие) теории. Выделяют теории, в которых предсказание имеет достоверный характер, и теории, в которых предсказание имеет вероятностный характер.
Таким образом, теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности:
– Теория – это не отдельные взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система. Объединение знания в теорию производится прежде всего самим предметом исследования, его закономерностями.
– Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно - когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. когда знание вскрывает причины и закономерности явлений.
– Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.
– Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.
К числу основных функций теории можно отнести следующие: синтетическая, объяснительная, методологическая, предсказательная (функция предвидения), практическая.