На главную
Вопрос 19. Глобальный эволюционизм и современная картина мира

Научная картина мира как представление о мире, обусловливающее стиль и способ научного мышления, имеет свои исторические формы и эволюционирует. Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической ее стадиям. Европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира, основанной главным образом на достижениях Галилея и Ньютона, и господствовавшей на протяжении достаточно продолжительного периода времени. Объяснительным эталоном считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Прошлое определяло настоящее так же изначально, как и настоящее определяло будущее. Все состояния мира могли быть просчитаны и предсказаны.
Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики.
Образ постнеклассической картины мира — древовидная ветвящаяся графика — с самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого «укола», чтобы система перестроилась, и возник новый уровень организации. В современной постнеклассической картине мира проводят исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них элементов, локальных изменений и случайных факторов.
Глобальный эволюционизм – это учение, объединяющее биологическую и культурную эволюции в понятии «коэво¬люция», которое основывается на единстве человека и природы, а также естественных и гуманитарных наук, признающих универ-сальный характер эволюционных процессов и, как следствие, фундаментальный харак¬тер законов развития Вселенной. В этом уче¬нии раскрывается единый процесс эволю¬ции - от появления химических элементов до возникновения человека. Проект объе¬динения биологической и социальной эво¬люции был предложен еще Вернадским, по¬лучил выражение в его теории биосферы и ноосферы, а затем был развит Т. де Шар-деном, тогда как собственно концепция гло¬бального или универсального эволюцио¬низма была разработана И. Пригожиным, Э. Янгом, Н. Н. Моисеевым в рамках синер¬гетики. Глобальный эволюционизм может рассматриваться и в более широком смысле, а именно как отрицание предзаданности законов природы и в этом смысле как преодоление теологической модели творения.
Глобальный эволюционизм признаёт изменчивость даже законов природы. Важнейшими являются следующие положения: мир имеет начало во времени, существуют уровни организации материи, которые с необходимостью возникают друг из друга, тем самым имеют предзаданную форму и предполагают иерархию - элементарные частицы, атомы, молекулы, организмы, социальные структуры, структуры мышления. Этот тип эволюционизма разрабатывал В. И. Вернадский. Картина мира, которую формирует глобальный эволюционизм, включает в себя не только физическую картину мира, но и науки о жизни, науки о человеке.
Последователи глобального эволюционизма связывают в единый процесс космогенез, геогенез, биогенез и антропосоциогенез. Цель глобального эволюционизма - создать теорию, которая объединила бы различные концептуальные системы знания. Однако интеграционные процессы связаны с определенными трудностями. Так, процессы самоорганизации живых организмов связаны с качественными изменениями, усложнением структуры, поэтому данную модель невозможно применять к процессам неорганической природы; в силу этого из процесса интеграции выпадают такие науки, как, напр., механика или неорганическая химия. Наличие этого несоответствия ставит под сомнение саму возможность формулировки общего закона развития. Кроме того, глобальный эволюционизм ставит проблему будущего Вселенной. В классической науке ее не существовало, поскольку считалось, что Вселенная бесконечна. Также остается открытым вопрос о роли человечества в ее судьбе.