На главную
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ – МЕТАФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ
Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.) Аристотель - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: "Платон мне друг, но истина дороже!" Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.
Материя и форма (эйдос). Потенция и акт. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. В бронзовой статуе материя–это бронза, а форма–очертания статуи. Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Только благодаря форме ин¬дивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть глав¬ная причина бытия. Всего причин четыре: формальная–сущ¬ность вещи; материальная–субстрат вещи; действующая–то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целе¬вая–во имя чего совершается действие. Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя–это возможность бытия, а форма есть осу¬ществление этой возможности, акт. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Понятие принадле¬жит уму человека. Выходит, что форма–это сущность и отдель¬ного единичного предмета, и понятия об этом предмете Ар. была развита проблема цели. Цель–по-гре¬чески телеос. Исходя из этого учение о цели называют телеологией. Цель есть, по Аристотелю, наилучшее во всей природе. Гла¬венствующая наука та, «которая познает цель, ради которой над¬лежит действовать в каждом отдельном случае...». Конечной ин¬станцией поступков людей оказываются их цели, целевые при¬оритеты. Последняя реальность–бог.
Своим анализом потенции и акта Аристотель ввел в философию принцип развития.
Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал. По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. Бог Ар.–это перводвигатель. Это еще и ум. Бог же есть сплошное совершенство, потому он тоже есть ум, но более развитой, чем человеческий. Бог не¬подвижен. Как источник движения он не имеет причину движе¬ния, ибо нам пришлось бы за одной причиной движения откры¬вать другую и так далее, без конца. Бог–конечная причина движения; Бог Ар. бесстрастен, он не принимает участия в делах лю¬дей.
Душа - энтелехия [целеустремленная энергия, движущая сила, превращающая возможность в действительность.] Душа не может существовать без тела, но сама она имматериальна, нетелесна. Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.
Теория познания и логика. Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта - в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Аристотель сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия ("не противоречь сам себе") и закон исключенного третьего ("А или не-А истинно, третьего не дано").
Этические взгляды. Согласно Аристотелю, государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным обществу. Он разделял добродетели на интеллектуальные (мудрость, разумная деятельность, благоразумие) и волевые - добродетели характера (кротким или умеренный). Решающее значение имеют интеллектуальные добродетели:, в них человек проявляет себя как одаренное разумом существо. Такие добродетели приобретаются путем усвоения знаний и опыта предшествующих поколений и проявляются в разумной деятельности. Счастье человека, по Аристотелю, - это энергия завершенной жизни сообразно завершенной доблести. Нельзя считать счастливым человека с "рабским образом мышления".Общим принципом этического учения мыслителя является стремление найти среднюю линию поведения.
По Аристотелю, человек - политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к "совместному сожительству". Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими [2]. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. Будучи сторонником рабовладельческой системы
Наилучшее государство - это такое общество, которое достигается через посредство среднего. И в демократиях, и в олигархиях, и в монархиях, и при всякого рода другом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.