На главную 9. Научная картина мира в новое время. Механицизм и его границы
Наука как целостный феномен возникает в Новое время и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, форм-ся опред. стиль мышления, понятийный аппарат и т.п. Критерием (основанием) данной периодизации являктся соотношение объекта и субъекта познания.
Классическое естествознание. Хронологически этот период начинается в XVI-XVII в.в.и завершается в конце XIX в. В эпоху Возрождения возникает идея экспериментального е-з, которая предполагает новое отношение к природе, которая рассматривается как пространство человеческой деятельности. В это время в противовес средневековому мировоззрению утверждается новая система гуманистических идей, связанная с пониманием человека как мыслящего и деятельного начала, активно противостоящего природе. В классической науке объект и субъект противопоставлены друг другу. Понимание объекта и субъекта есть главный критерий периодизации.
Классическое е-з можно разделить на два этапа: этап механического е-з (до 30 гг. XIX в) и этап зарождения и формирования эволюционных идей ( до концаXIX – начала XX в.). В свою очередь этап механического е-з можно условно подразделить на две ступени – доньютоновскую и ньютоновскую, - связанные соответственно с двумя глобальными научными революциями. Первая научная революция происходила в эпоху Возрождения, ее содержание определило гелиоцентрическое учение Н. Коперника (1473-1543). В своем труде “Об обращениях небесных сфер” он утверждал, что Земля не является центром Вселенной и что “Солнце,управляет вращающимся около него семейством светил” и он был убежден в конечности мироздания: Вселенная где-то заканчивается твердой сферой, на которой закреплены неподвижные звезды.. это было первой научной революцией, подрывавшей также и религиозную картину мира.
Вторая глобальная научная революция XVII в., связанная с именами Галилея, Кеплера и Ньютона, который ее и завершил, ознаменовала собой становление классического естествознания. В центре интересов Г. Галилея (1564-1642) стояла проблема движения. Открытие им принципа инерции, иссл-е свободного падения тел имели большое значение для становления механики как науки. Главную роль в становлении новой науки Галилеем сыграли не непосредственное наблюдение и опыт, а точно планируемый эксперимент. Галилей обращается к миру идей Платона. Новый метод стремился не к описанию непосредственно наблюдаемых фактов, а, скорее, к проектированию экспериментов, к искусственному созданию феноменов, при обычных условиях не наблюдаемых, и к их расчету на базе матем-й теории. (ид.гладкое тело и пов.-тело может двигаться бесконечно, а у аристотеля движение прекращается, когда сила перестает действовать)
Вторая научная революция завершилась творчеством И. Ньютона (1643-1727). Главный труд Ньютона – «Математические начала натуральной философии» (1687) – это, по выражению Дж. Бернала, «библия новой науки». В ней и других своих работах Ньютон сформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера (создав тем самым небесную механику), и с единой точки зрения объяснил большой объем опытных данных (неравенства движения Земли, Луны и планет, морские приливы и др.).Кроме того, Ньютон, независимо от Лейбница, создал дифференциальное и интегральное исчисление. Он был автором многих новых физических представлений – о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света, об атомной структуре материи, о механической причинности и т.п. Но основной его заслугой является все же разработка классической механики как целостной системы знаний о механическом движении тел.
Ньютон построил свою физику теоретически, в мышлении, т.е. сформулировал вначале общие посылки, основания теории (принципы), затем математически вывел из этих аксиом следствия, а потом находил в природе подтверждения этим следствиям. Философские постулаты Ньютона: природа проста, природа ничего не делает напрасно, природа единообразна.
В качестве концептуального каркаса классической механики Ньютон вводит понятия абсолютного пространства и времени. "I. Абсолютное время, истинное, математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно, и иначе называется длительностью. II. Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным". Абсолютные пространство и время были необходимы Ньютону для того, чтобы сформулировать свои законы в абсолютной системе отсчета. Он считал, что законы природы всюду должны действовать одинаковым образом, а для этого пространство и время должны быть однородными, т.е. пространственные и временные точки должны быть одинаковы в физическом смысле.
На основе ньютоновской механики была создана революционная для того времени картина природы, сформулированы основные идеи, понятия, принципы. Основное содержание механической картины мира, созданной Ньютоном, сводится к следующим моментам.
1. Весь мир, вся Вселенная (от атомов до человека), понимался как совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и времени, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенно передающимися от тела к телу через пустоту (принцип дальнодействия).
2. Любые события жестко предопределены законами классической механики, так что если бы существовал, по выражению Лапласа, «всеобъемлющий ум» («демон Лапласа»), то он мог бы их однозначно предсказывать и вычислять (принцип детерминизма).
3. Мир состоит из вещества, состоящего из атомов; все тела построены из абсолютно твердых, однородных, неизменных и неделимых корпускул – атомов (т.о., основными понятиями при описании механического движения были понятия «тело» и «корпускула»).
4. Движение атомов и тел представляет их перемещение в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Пространство и время, свойства которых неизменны и независимы от самих тел, есть арена для движущихся тел (это субстанциальная концепция пространства и времени – основа механической картины мира).
5. Все остальные процессы и явления могут быть выведены из механических (принцип редукции).
Общие черты классического естествознания: 1. фундаментализм – допущение предельн. Унитарных основоположений; 2. финализм – интенция на абсолютную истину (Декарт: «по каждому вопросу существует одна истина, и тот, кто ее находит, знает об этом вопросе все, что можно о нем знать»); 3. трансцендентализм – субъект внеисторический, внеопытный, его сознание – чистое поле; 4. имперсональность ( ценности – сущности инонаучные); 5.наивный реализм: знание – зеркало реальности; 6. статизм, элементаризм, антиэволюционизм. Законы постоянства – идеал этой науки; 7. динамизм – исключение случайностей.
Однако уже с конца XVIII в. в естественных науках накапливались факты, которые не вмещались в механическую картину мира и не объяснялись ею. «Подрыв» этой картины мира шел, во-первых, со стороны самой физики и, во-вторых, со стороны геологии и биологии. В физике активизировались иссл-я электрического и магнитного полей, проводимые М. Фарадеем (1791-1867) и Д. Максвеллом (1831-1879). Благодаря их усилиям стали формироваться не только корпускулярные, но и континуальные представления. Максвелл создал электродинамику и статистическую физику, построил теорию электромагнитного поля, предсказал существование эл-магнитных волн, выдвинул идею об эл-магнитной природе света.