На главную 7. Первые научные программы в античной натурфилософии.

В античности научное знание тесно переплетается с философским постижением мира. Это целостное, синкретичное знание, которое не является ни наукой, ни философией в строгом смысле слова, получило название натурфилософии (философии природы). У греков понятие «природа» выражалось в категориях «фюзис и «космос». «Фюзис» первоначально обозначал не природу в современном смысле этого слова, а в первоначальном смысле - природу первой и фундаментальной реальности, того, что «первично и постоянно в противоположность тому, что вторично, производно и преходяще» (J.Burnet). Природный мир, универсум рассматривался как нечто целое, в котором царит гармония составляющих его частей, определенный порядок, “космос”. В нем каждое отдельное «физически сущее» имеет определенное место и назначение, а весь Космос выступает в качестве совершенной завершенности.
Особенности греческого мышления, которое было рациональным, теоретическим, что в данном случае равносильно созерцательному, наложили отпечаток на формирование знаний в этот период. Фактического материала было крайне мало, и недостающие знания добывались чисто умозрительным способом. Основная деятельность ученого состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого. Умение мыслить, используя понятия, образовывать их, двигаться в плоскости «чистой» мысли, позволяющее выделять рациональное рассуждение из канвы практического повседневного опыта – великое завоевание древнегреческой философии, первое основание и предпосылка всякой науки.
Существовала ли в античной Греции связь между наукой и ремесленной практикой? В Греции любая техническая ремесленная деятельность называлась тэхнэ – понятие, имеющее индогерманские корни и первоначально обозначавшее плотницкое ремесло, строительство жилища. Позже это понятие распространяется на ремесленное производство вообще, ремесленную профессиональную деятельность. Тэхнэ принципиально отличается от понятия техники в современном значении этого слова. (Носитель тэхнэ подражает природе, приспособляется к ней, а современный техник вторгается в природу, приспособляет ее к себе – см. Горохов).
Некоторые исследователи полагают, что наука и техника существовали в сознании древних греков независимо друг от друга. Техника и производство не были научной техникой и научным производством. (Этот факт хорошо иллюстрирует беседа Сократа с изготовителем воинских доспехов – см. Горохов, с. 119). Есть и другая позиция, согласно которой ремесленная практика и натурфилософские представления тесно взаимосвязаны. В античности самые отвлеченные философские концепции носили практический характер, а эмпирические обобщения возводились в ранг общих принципов и закономерностей.
Можно выделить три научные программы в античной натурфилософии: математическую, атомистическую и аристотелевскую.
Математическая(пифагорейская) –Эвклид. Две стадии обучения в школах:окустика,гимнастика,музыка, и только на второй стадии математика. Пифагорейцы верили в бессмертие души.
Атомистическая –Левкипп, Демокрит, Эпикур. Демокрит: есть атомы и пустота;все состоит из атомов – хватит чтобы воссоздать картину мира заново. Атом-бескачеств.частицы и для всех вещей они одинаковые.
Аристотелевская программа: частные знания изучают не космос в целом, а лишь его отдельные сферы, поэтому их истины не имеют всеобщего характера. Источник чатсного знания – опыт и его последующая обработка (абстрагирование, индукция, интуиция), источник философских истин – самопознающее мышление. Оно надежнее, его истины необходимы, тогда как истины опыта только вероятны. Опытно приобретенные знания могут получить доказательный статус только тогда, когда будут выведены из всеобщих и необходимых истин. Принципы аристотелевской натурфилософии: финитизм, конечность Вселенной, запрет на бесконечные причинно-следственные цепи (отсюда идея перводвигателя); телеологизм («Бог и природа ничего не делают напрасно»все вещи в природе имеют назначение); квалитативизм (природу можно описать просто качетсвенно, а не только математикой. Отсюда – постоянная полемика с пифагорейцами и Платоном за их попытку квантифицировать физику); дуализм подлунного мира, где четыре элемента и надлунного мира с его квинтэссенциями; иерархичность природы: каждая ступень природной лестницы имеет ценностное превосходство над нижележащей.