На главную
6. Практические и историко-культурные предпосылки естествознания. Преднаука и наука.
Предпосылкой науки выступает практическая деятельность человека и, прежде всего, сознательное производство орудий, особенно орудий для производства орудий. В этих процессах накапливались не только технически рецептурные знания, но и предпосылки для естественнонаучных знаний и представлений. Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях – Египте, Вавилоне, Индии, Китае в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики, математики, медицины и др. Хотя эти цивилизации удивляют нас чудесными изобретениями, но знания здесь носят специфический характер. Эта специфичность и отличие от греческой науки особенно четко выявляется на примере математического знания. Математика возникла задолго до греков – в Древнем Египте и Вавилонии. Ее особенностью было отсутствие в ней систематичности, связи друг с другом отдельных положений, т.е. отсутствие системы доказательств, которая впервые появляется только у греков. Древневост-я математика представляет собой совок-ть определенных правил вычисления; то обстоят-во, что древние египтяне и вавилоняне могли осущ-ть весьма сложные вычислит. операции, ничего не меняет в общем характере их математики.
Эти характерные особенности древневост. математики объясняются тем, что она носила практически-прикладной характер: с помощью арифметики египетские писцы решали задачи о расчете зараб. платы, выплат, налогов,с помощью геометрии вычисляли площади или объемы. В обоих случаях вычислитель д.б. знать правила, по которым следовало производить вычисление, но о систематическом выводе правил для этих расчетов не было и речи. Для этих целей создавалось множество таблиц с готовыми решениями.
В Греции мы наблюдаем появление того, что можно назвать теоретической системой математики: греки впервые стали строго выводить одни матем. положения из других. Надо отметить, что в Древней Греции так же, как и на Востоке, разрабатывалась техника вычислений, без которой невозможно было решать практические задачи строит-ва, военного дела, торговли, мореходства, но при этом греки называли приемы вычислительной арифметики логистикой и отличали логистику от теоретической математики. Именно в греческой математике мы встречаем изложение знаний в виде теорем: «дано – требуется доказать – доказательство». В древнеегипетской и вавилонской математике такая форма не была принята, здесь мы находим только нормативные рецепты решения задач, излагаемые по схеме: «Делай так!» – «Смотри, ты сделал правильно!»
Таким образом, в истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум разл. методам построения знаний. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова. Преднаука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек сталкивался в производстве и обыд. опыте, т.е. свойства и отношения, выделенные самой практикой. Эти вещи, свойства и отношения фиксировались в познании в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать как специф. предметами, замещающими объекты реального мира. Деят-ть мышления формировалась на основе практики и представляла собой идеализированную схему практических преобразований материальных предметов. Так, например, анализируя древнеегипетские таблицы сложения и вычитания целых чисел, нетрудно установить, что представленные в них знания образуют типичную схему практических преобразований, осуществляемых над предметными совокупностями.
В античной науке познание делает следующий шаг. Оно начинает строить фундамент новой системы знания как бы «сверху» по отношению к реальной практике. При таком методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания (языка), а затем обосновываются практикой. Напр., по мере эволюции математики числа начинают рассматриваться не как прообраз предметных совокупностей, которыми оперируют в практике, а как относительно самостоятельные математические объекты, свойства которых подлежат систематическому изучению. Описанный способ построения знаний утверждается не только в математике. Вслед за нею он распространяется на сферу естественных наук. В е-з он известен как метод выдвижения гипотетических моделей с их последующим обоснованием опытом. С этого момента кончается этап преднауки и начинается наука в собственном смысле. В ней наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которая знала и преднаука) формируется особый тип знания – теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических постулатов.
Поскольку демаркация между преднаукой и наукой связана с новым способом порождения знаний, проблема генезиса науки предстает как проблема предпосылок собственно научного способа исследования. Культуры традиционных обществ (Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Египта и Вавилона) не создавали таких предпосылок. Хотя в них возникло множество конкретных видов научного знания и рецептур решения задач, все эти знания и рецепты не выходили за рамки преднауки. Переход к науке в собственном смысле слова был связан с некоторыми переломными состояниями развития культуры и, прежде всего, с изменениями в культуре античного мира.