На главную 5. Предмет философии науки. Исторические формы связи философии и науки
Философия науки — это область философского знания, содержанием которого является изучение науки как познавательной деятельности и ее результатов. Ученый познает мир, а философ обращается к самому механизму возникновения знания, пытаясь постичь его специфику, развитие, смену одних гипотез и теорий другими, функционирование науки как социального организма и т.н. Философские основания науки объективно присутствуют в деятельности любого исследователя. Такие ученые, как Ньютон, Эйнштейн, Бор, Планк, Гейзенберг, В .И. Вернадский немало внимаания уделяли разработке как собственно научных, так и философских проблем науки.
Особое значение философия науки приобрела в XIX и XX веках. Рефлексия над наукой возникла вместе с самой наукой. Всем известны парадоксы элейского философа Зенона, три апории. Одна из них - Ахиллес и черепаха Одно дело — наблюдать движение и совсем другое - понять, что такое движение, т.е. выразить движение в логике понятий. Зенон показывает, что это невозможно. Любая попытка помыслить движение приводит к некоторой последовательности состояний покоя.
Можно считать, что апории Зенона есть одни из первых вариантов философии науки. Первые концепты философии науки совсем не похожи на методологические концепции, составляющее содержание современной философии науки. Наблюдаемое античными учеными требовало объяснения, а для объяснения необходимы теории, концепции. Первой такой концепцией явилось гениальное прозрение: Многое может быть объяснено посредством Единого. Представления Фалеса, Анаксимандра, Гераклита, Парменида и других греческих натурфилософов были первыми научными теориями, выраженными в форме философских концептов. Платон в своей теории идей первым представляет мир концептуального как предмет важнейшего философского и научного интереса, идет замена науки философией науки. Поэтому пифагорейская математика - это, по сути, философия математики, аристотелевская физика - это философия физики.
В Новое время начинается размежевание философии и науки, и философия науки начинает обретать свои собственные, специфические черты, черты философского анализа науки. В философии науки Нового времени отчетливо выделяются два основных направления, рационалистическая методология (Декарт, Лейбниц, Кант) и эмпирицистская эпистемология (Фр. Бэкон, Локк, Беркли, Юм). Оба направления философии науки Нового времени получили свое дальнейшее развитие в XIX вехе. Ключевой проблемой логического позитивизма была проблема определения понятия эмпирического языка. Именно в логическом позитивизме была актуализирована древняя философская проблема: как отличить подлинное надежное знание or изменчивого мнения? В неопозитивизме эта проблема предстала в виде проблемы демаркации: как провести разграничительную линию между наукой и другими формами духовной деятельности - философией, религией, искусством и т л.?
В середине XX века произошло расширение и изменение проблематики философии науки, связанное прежде всего с деятельностью К. Поппера, который основной задачей своей методологической концепции сделал анализ развития научного знания
Философия науки не однородна, это не одна определенная концепция. Наиболее типичные версии ф.н.:
1)Философия науки является формулировкой общенаучной картины мира (КМ), которая совместима с важнейшими научными теориями и основана на них.
2)Философия науки есть выявление предпосылок научного мышления и тех оснований, которые определяют выбор учеными своей проблематики.
3)Философия науки понимается как анализ и прояснение понятий и теорий науки.
4)Философия науки есть метанаучная методология, проводящая демаркацию между наукой и ненаукой, то есть определяющая, чем научное мышление отличается от иных способов познания, какими методами должны руководствоваться ученые, каковы основные условия корректности научного объяснения и когнитивный статус научных законов и принципов, механизмы развития научного знания. Современная философия науки формируется как философская дисциплина на стыке нескольких составляющих философского знания.
В современной философии науки объединяются:
логика и методология науки, исследующая науку как специфический тип знания, т.е. изучающая общую структуру и закономерности развития научного знания;
аналитическая философия, исследующая язык науки, ее понятийный каркас;
социология науки, предметом которой является наука как социальный институт, т.е. отношения между людьми в процессе научной деятельности, функционирование научных сообществ, институтов, научных шкод, а также взаимосвязи науки и общества;
аксиология науки, которая изучает ценностные аспекты научной деятельности, те идеалы и нормы научного исследования, на которых базируется наука и которых должны придерживаться все члены научного сообщества; в более узком смысле этот раздел философии науки называется этикой науки.;
Исторические формы связи философии и науки. Синкретическое знание – все философия. 2 –я форма – натурфилософия. 3 –я – позитивизм. 4-я – постпозитивизм. Выделилась особая область философии – философия науки.Но позитивизм и постпозитивизм - это только одно из направлений философии науки, хотя и самое авторитетное и мощное. Можно говорить о религиозной (вспомним Средневековье с его идеей: наука – служанка богословия, экзистенциалисткой трактовках науки (идеал – гуманитарное знание. Эта идея набирает сейчас силу). Серьезной явл. диалектический вариант философии науки. Предмет при этом остается тот же самый – наука. Но понимание ее содержания, структуры, а главное функций в обществе сильно различаются. Диалектическая концепция опирается на идеи неразрывной связи частныхи общих законов и идеи, что наука явл. элементом более широкой реальности – культуры, понимаемой как совокупность всех способов и результатов освоения человеком мира и адаптации к нему. При таком видении науки она не только влияет на обыденную жизнь, право, политику, искусство, экономику, религию и пр. – что очевидно, но и сама испытывает с их стороны огромное влияние. Такой вещи, как чистое, беспредпосылочное знание в науке просто не существует. Открытие новых законов и теорий обусловлен не только имеющимися в распоряжении ученого эмпирическими фактами, но и опосредован целым спектром составляющих социокультурный фон науки представлений и принципов вненаучного порядка. («Достоевский дал мне больше, чем Гаусс» -Эйнштейн). Важнейшим элементом этого фона явл. философия. Все выдающиеся ученые были философами – это факт. Как показывает история науки, именно на основе определенных онтологических, гносеологических, логических, методологических и аксиологических оснований строятся научные модели изучаемых явлений, дается интерпретация теоретических построений, оцениваются возможности и перспективы различных методов в науке. Философские основания науки и явл. тем посредующим звеном, которое связывает философское и конкретно-научное знание. При этом роль философии усиливается в периоды научных революций, когда ломаются старые парадигмы и создаются новые.
Таким образом, основными задачами философии науки явл.: систематическая рефлексия над наукой, ее содержанием, методами, институциональными особенностями, вписывание ее результатов в социокультурный контекст, синтез философского и частнонаучного знания. Общая структура науки, общие закономерности развития научного знания, постановка философских проблем науки, способы их решения – также предмет философии науки.Три уровня – философия науки как целого, философия отдельн. областей –естествознания, гуманитарных наук и др., философия отдельных наук – физики, биологии и др. В этом ряду химии принадлежит весьма почетное место. ЕЕ обращение к человеческим проблемам и потребностям всегда было более явным, чем у др.наук, а значит и философии в ее истории было немало.