На главную
33. алхимия и ятрохимия как феномены средневековой и ренессансной культуры
Время с 8 по 12 век было периодом расцвета химии в арабских странах. Арабы и переделали первоначальное слово «химия» в«алхимия», прибавив к этому слову характерную для арабского языка приставку «ал». Двенадцатилетний период господства алхимии характеризуется верой в магическую силу философского камня, способного превращать неблагородные металлы в золото и серебро, а также поисками эликсира долголетия, алкагеста, или универсального растворителя.
Бурный расцвет и повсеместное распространение алхимии нельзя понять, не обратившись к социально-экономической и культурной жизни средневековья. Умножающиеся непрерывно королевские дворы, ведущие бесконечные войны, требовали огромного количества золота. Людей всех сословий все больше начинает беспокоить вопрос о том, где можно быстро достать денег? Дух практицизма и корыстолюбия становится главным в системе ценностей средневекового человека. На этом фоне и расцветает дьявольская деятельность алхимика, неофициально признававшаяся и ценившаяся как наиболее легкий и удобный способ обогащения.
Что же касается самих практиков-химиков, то у них, кажется, не было недостатка в наблюдениях, якобы подтверждающих превращение неблагородных металлов в благородные. Опыт учил, например, что при перегонке ртути, получается остаток в виде королька золота или серебра. Отсюда делался вывод, что ртуть превращается в благородные металлы и что она даже есть не что иное, как жидкое серебро. Поскольку золото часто находили в медных рудах, стали считать, что оно возникает из меди. Свободный в своем творчестве человек как бы меряется силами с самим Богом. И этот человек – алхимик. Поначалу церковь боролась с алхимией, как дьявольским искусством. Но потом смирилась. Не случайно среди алхимиков было много служителей церкви. Роджер Бэкон, Фома аквинский считали себя честными алхимиками, ищущими истину. Мистический характер алхимической практики быстро поставил ее в связь с верованиями в астрологию и магию. Золото связали с Солнцем, серебро с Луной, медь с Венерой, железо с Марсом, свинец с Сатурном, олово с Юпитером и ртуть с Меркурием. Соответственно возникло и обозначение металлов символами и наименованиями, отвечающими небесным светилам.
Надо отметить, способы решения поставленной задачи у алхимиков менялись. Первоначально поиски алхимиков были направлены на выявление субстанциальной основы материи, трех идеальных начал – серы, ртути и соли, комбинации которых и дали бы желанный результат – золото. Позднее алхимики избрали другой путь. Они стали искать особое вещество-посредник, и названный философским камнем
Р. Бэкон – особая фигура в истории алхимии. Р. Бэкон ( 1214-1292), английский философ и естествоиспытатель, был монахом-францисканцем и профессором Оксфорда. Кроме алхимии, он занимался оптикой, астрономией, математикой. Опыт, по Бэкону, это и научный эксперимент, и внутреннее мистическое озарение. При получении золота имеют значение оба эти опыта. Утверждая за природой приоритет в научном познании, Бэкон подчеркивал, что ни авторитет, ни мнение, ни привычка не должны быть руководством к действию алхимика. Опыт, приходящий через веру и божественное вдохновение – не менее надежный источник истины, чем разум и чувства человека.
На содержание и форму алхимического знания огромное влияние оказала мировоззренческая установка средневекового человека видеть в земном – Божественное, во временном – вечное, в природных явлениях –скрытый, сакральный смысл. Именно эта установка позволяет считать, что алхимия – дитя средневековья и может быть понята только в его культурном контексте.Образно-символический характер мышления связан с качественным восприятием мира. Восприятие мира становится чувственно полноценным, художественным. Мир эмоционально окрашивается, приобретает эстетическую ценность.
Считается что алхимики в неустанных поисках философского камня описали и открыли множество веществ, разработали методы работы с ними, изобрели массу приборов и аппаратов для перегонки, выпаривания, фильтрования, кристаллизации, возгонки и других процедур. Алхимики первыми начали классифицировать химические вещества. Арабский алхимик Ал-Рази (866-925), более известный в Европе под именем Разеса, в своей «Книге тайн» разделяет многочисленные вещества на минеральные, растительные, животные и производные. Минеральные вещества в свою очередь подразделяются на классы: вещества летучие, металлы, камни, купоросы, вещества, подобные буре и соли. Разес описывает также ряд химических операций и способов их проведения.
Средневековый алхимик совершенно особенным образом решает основную проблему творческого средневековья – проблему синтеза духа и плоти. И язык алхимии таинственен не просто потому, что алхимики хотели сохранить свои цеховые тайны. Он таинственен и красочен, потому что касается одной из самых таинственных, сакральных проблем христианства – проблемы духа и плоти. Язык алхимиков – это знаки, которые отсылают нас все время к этой культуре.
Только оценивая алхимию и как опытно-теоретическую деятельность, и как мифокультурное образование, и как идеологический комплекс, мы поймем феномен ее долгожительства и ее роль в обновляющемся средневековье, сквозь которое уже проглядывали Возрождение и наука нового времени. Но на этом пути еще одна разновидность донаучной химии – ятрохимия.
Ятрохимия
Ятрохимия – особый этап эволюции химии, когда ценности химии приобретают более демократический характер. Швейцарский немец врач Теофраст Парацельс меняет целевые установки химиков, убеждая, что целью химиков является не изготовление золота и серебра, а изготовление лекарств. А здоровье – такая ценность, о которой пекутся все , и богатые, и бедные.
Теофраст Парацельс (1493 – 1541) вел очень подвижную жизнь, во время своих странствий побывал почти во всех странах Европы, пропагандируя свое учение. Парацельс стремился слить медицину с химией, придавая химическим соединениям способность восстанавливать в организме равновесие и устранять болезни. Жизненные явления по природе являются химическими, а здоровье человека зависит от нормального состава органов и соков – вот основа учения Парацельса. И эта основа – алхимическая. Парацельс заимствовал из алхимической традиции учение о трех составных частях материи – ртути, сере и соли, которым соответствуют свойства – летучесть, горючесть и твердость. Болезни происходят от избытка или недостатка трехэлементов. Лихорадка и чума происходят от избытка в организме серы, при избытке ртути наступает паралич, а избыток соли может вызвать расстройство желудка и водянку. Как и Эмпедокл, Парацельс считает, что эти три элемента образуют макрокосм (Вселенную), но они же составляют и основу микрокосма – человека, образованного духом, душой и телом. Парацельс и его последователи способствовали широкому применению в медицине препаратов сурьмы, мышьяка, ртути и серебра. Хотя неумеренное применение препаратов сурьмы приводило к тяжелым последствиям, они рекомендовались врачами-ятрохимиками, а металлическая сурьма даже прописывалась в качестве вечных пилюль. Широко использовались и многие органические соединения, например, крепкая уксусная кислота.
Но кроме трех основных веществ, в организме, по мнению Парацельса, действует духовный регулятор всех функций, названный им археем. Они являются руководителями внутренних органов – печени, желудка и сердца. Когда заболевает архей, то равновесие нарушается и возникает болезнь. Медицина, по Парацельсу, покоится на четырех опорах –философии, астрономии, химии и добродетели.
Ятрохимией, по классификации многих историков химии, начинается период объединения в химии, охватывающий три столетия. Кроме Парацельса, за решение задачи - придать химии единое теоретическое содержание, взялись такие выдающиеся умы, как Г. Шталь и А. Лавуазье.