На главную 32. Греческая натурфилософия и химия.
Запас эмпирических сведений по химии и ремесленных химических практик был в древности немалый. За внешними проявлениями химизма следовало искать источники внутренней активности, активные начала.
Первой впечатляющей теоретической картиной мира была, без сомнения, греческая атомистика. (все тела состоят из атомов… В одной этой фразе… содержится невероятное количество информации о мире). Основоположники атомизма Левкипп и Демокрит, жившие в 5 - 4 в.в до нашей эры, постулировали существование атомов и пустоты, в которых атомы непрерывно движутся. Атомы неделимы (гр. Атомос – неделимый), неизменны, несжимаемы и бескачественны. Но они отличаются величиной и формой. Сцепляясь в бесконечном движении, они образуют все многообразие вещей. Душа, по мнению Демокрита, тоже состоит из атомов, круглых и подвижных, подобных атомам огня. Позднее Эпикур ( 4 в. до н. э.) вводит понятие атомного веса.
Но бескачественные, «бездушные», равнодушные друг другу атомы казались тогда не совсем подходящей теорией для объяснения всего причудливого мира химических веществ с ихиндивидуальностью и активностью. Образование химического соединения требовало утраты индивидуальности атома, но античный атом не мог утратить эту индивидуальность, ибо он неизменен и вечен. Поэтому химия шла к атомистике долго и мучительно.
А тогда казалось, что для целей объяснения химических трансформаций больше подходит натурфилософия милетской школы, Гераклита и особенно греческого философа Эмпедокла (490 – 430 г.г. до н. э.) и его последователей. Древнегреческие физики искали корни, первоначала мира и находили их в воде, воздухе, огне, земле.
Особенно впечатляла идея Гераклита (530-470 г.г до н.э.) об огне как первоначале мира и его сущности. Но огонь – не только архэ, первоначало и судьба вещей. Огонь и жизненно, практически значим. Огонь – способ превращения одних веществ в нужные другие ( руды – в металл, дерева – в уголь, золу), но и как источник тепла и света. В стихии огня ни одна вещь не остается собою. Именно огонь есть то, благодаря чему все химично, т. е. Способно превращаться в иное).
Но оставались и другие первоэлементы - вода, воздух, земля. Эмпедокл как бы идет на компромисс, принимая их все четыре, но считая при этом, что они не переходят друг в друга и качественно неизменны. Но при этом – активны. Различие форм материи объясняется разными количественными соотношениями этих четырех элементов. При этом во всех процессах соединения и разложения принимают участие любовь и вражда, имеющие абстрактный характер. Любовь соединяет, вражда – разъединяет. Под воздействием любви весь видимый мир «втекает» в сфайрос, этот бескачественный гомогенный шар, некое подобие «химического соединения» величиной с космос. В учении Эмпедокла есть представление о количественной, выразимой пропорции элементов в составе сложного тела. Напр., в белых костях –50% огня, 25% земли, 12,5 % воды и 12,5 % воздуха. Добавив к четырем элементам четыре качества – силы – горячее, холодное, влажное и сухое, Эмпедокл строит динамичную картину космоса и человека. У Эмпедокла речь идет не о химическом соединении, а о биологическом слиянии элементов в целое. Антропоморфизм здесь налицо. И это естественно для греков, которые считали космос одушевленным, а человека как его прямое продолжение. Натурфилософия Эмпедокла близка к современной химии. Три основные идеи этой науки впервые отчетливо предстают тут перед нами: гипотеза множественности; идея соединений, и признание количественных различий или изменчивости пропорций в этих соединениях.
Химическое знание, по Платону, - «правдоподобное знание» о веществах и их естественных превращениях. Это и не точное знание идей, но и не миф. Для космоса главное – красота и благо. Очень важное добавление к натурфилософии Эмпедокла: все стихии – огонь, вода и др. эстетически выводимы и связаны единой пропорцией в прекрасно-благое единство. Кроме земли, все стихии превращаются друг в друга. Есть еще у Платона понятие о единой субстанции, незримой, бесформенной и всевосприемлющей. А 4 элемента – это качественно различные состояния этой субстанции. Каждый элемент связан с правильным многогранником. Огонь – тетраэдр, воздух – октаэдр и т.д. Треугольники, из которых составлены все элементы, стареют, что приводит к старости и смерти человека. Т.о. химия Платона встраивается в его замысел космического антропогенеза.
Непосредственной основой донаучной химии стало учение Аристотеля, ученика Платона, о четырех началах-принципах. Аристотель усиливает идею Платона о изменчивости начал. В древности часто превращение воды в пар («воздух»), выпадение осадков растворенных солей «»земли») из воды, образование дыма («воздуха») при горении, конденсация паров и др. трактовались как првращение начал-стихий друг в друга. Аристотель не игнорирует эти наблюдения. Начала-стихии у него – сложные, образованные попарным сочетанием противоположныхсвойств, первичных качеств или принципов с первичной субстанцией. Начала-принципы – холод, тепло, сухость и влажность. Огонь – это теплое и сухое, воздух – теплое и влажное, земля –холодное и сухое, а вода – холодное и влажное. Позднее Аристотель ввел пятый элемент эфирной, духовной природы, который проникает во все вещи. С его помощью сливаются материя и дух. От этой философии – один шаг к алхимии.