На главную
31. методология концептуальных химических систем как основа реконструкции истории химии
В историко-химических исследованиях используется хронологический подход, основанный на периодизации химии. Научно обоснованную периодизацию развития химии, включающую пять этапов, впервые предложил Г. Копп: 1) период накопления эмпирических фактов (с древнейших времен до IV века н.э.; 2) время расцвета алхимии (IV в. – начало XVI в.);3) развитие ятрохимии (вторая четверть XVI в. – середина XVII в.); 4)господство теории флогистона (середина XVII в.– третья четверть XVIII в.); и 5) развитие количественных методов исследования в химии (с последней четверти XVIII в.). Предложенная Коппом периодизация сохранила свой основной каркас; уточнению подверглись три последних периода.
Третий период, названный переходным, или периодом объединения химии, очень важен потому, что с ним связано зарождение химии как науки, независимой от других естественных наук. Четвертый период – период количественных законов, или классической (теоретической) химии – характеризуется тем, что его развитие не просто совпадает, но во многом обусловлено промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII века. С этого времени химическая наука и химическое производство становятся неотъемлемыми друг от друга сторонами химической деятельности человека. Кроме того, в четвертый период начинается обособление отдельных областей химических знаний. разделение химии по различным химическим отраслям, дисциплинам. Этот принцип сохраняет свое значение и при рассмотрении пятого периода развития химии - современной химии, который длится с 60-х годов XIX века до наших дней.
Историко-химические исследования являются основанием не только собственно химического, но и философско-методологического анализа химического знания, однако на этом основании формируется принципиально иной, нежели у самих химиков, подход, с позиций которого и осуществляется оценка методологом соответствующих научных результатов. Этот подход к истории химии заключается в выявлении определенной закономерности в развитии химического знания, и попытки установить такую закономерность предпринимаются крупнейшими химиками уже вXIXвеке. Например, в 1879-1880 г.г.выходит книга А.М. Бутлерова «Исторический очерк развития химии в последние 40 лет». Историко-химические исследования были необходимы Бутлерову, чтобы понять логику развития теоретической химии и определить место учения о химическом строении в ряду других теорий.
Он отчетливо понял, что важнейшей детерминантой развития химии является не только, и не столько физикализация химии, сколько собственная, внутрихимическая логика этого развития, и химия представляет собой не простую совокупность химических дисциплин (теорий), а взаимосвязанную последовательность сменяющих друг друга концепций.
Следующий шаг в выяснении общих закономерностей развития химических наук был сделан Д.И. Менделеевым. Системный подход, который привел его к обнаружению функциональной зависимости между индивидуальными свойствами элементов и их атомными весами, Менделеев пытался применить к развитию химии в целом. Он стремился отыскать ту самую “сквозную”, общую для всей исторической траектории развития химии проблему. Таким инвариантным ядром “химии и как науки, и как производства” во всех исторических вариациях химии выступает проблема генезиса свойств вещества, или проблема реакционной способности.
Именно эта основная проблема химии, а, точнее, способ ее решения был положен известным методологом химии В.И. Кузнецовым в основание классификации химических теорий. Методологически модель опирается на понятие объекта химического исследования, который может быть представлен в виде следующей иерархии материальных систем: 1) атом химического элемента; 2) молекула химического соединения; 3) система реагирующих веществ; 4) высокоорганизованная каталитическая система. Этой иерархии (эволюции) химической организации вещества отвечает логика развития способов решения основной проблемы химии, в соответствии с которой история химии может быть представлена как последовательное возникновение, функционирование и развитие четырех концептуальных химических систем: учения о составе веществ, учения о структуре, учения о реакциях, учения о химической эволюции.
Понятие концептуальной химической системы, несомненно, является гносеологически конструктивным. Поскольку в фундаменте его содержится не произвольно выбранный критерий, а исторически инвариантный стержень всей химии – ее основная проблема, постольку оно отражает действительно реально существовавшие и существующие отношения между химическими теориями и наборами понятий, входящих в эти теории. В чем же заключается преимущество данного подхода? Становятся ли более отчетливыми закономерности развития химии, ее перспективы?
Такой подход восстанавливает исторически сложившиеся связи в развитии химического знания, нарушенные чрезмерным пристрастием к систематизации, поскольку обнаруживает общий (системообразующий) признак, связующий теоретический и практический аспекты химических превращений в единое целое.