На главную
Вопрос 30 Осн. проблема химии как науки и производства.
Несмотря на изобилие хим. дисциплин и исторических картин их развития, у всей химии есть одна непреходящая задача – получ. в-в с заранее зад св-вами. Важную роль играет фил. химии известного отеч. историка химии Кузнецова, реконструир. всю историю химии в 4 концепт. системах, сод. кот. зависит от способов и форм решения главной задачи химии – получения веществ с заданными св-вами. Предложенная схема позволяет систематизировать обширный историко-хим. материал, в кот. хим. дисцип-лины различ. по предмету исслед., методам, целям и пр. Такой подход восстанавливает исторически сложившиеся связи в развитии хим. знания, наруш. чрезмерным пристрас-тием к систематизации. Избранная методо-логия дает также возможность если не ре-шить полн., то успешно решать многие грани проблемы взаимод. м-у химией и др. науками, прежде всего – физикой и биол. История химии, выстроенная на основе дан-ной методологич. концепции, стан. историей концепт. каркасов, т.е. по сути – фил-ей хим.
Историко-хим. исслед. явл. предпосыл-кой философско-методологич. анализа хим. знания; на основании этого единства фор-мир. концепт. подход, с позиций кот. и осущ. оценка методологом соотв. научных рез-тов. Этот подход заключ. в выявл. определенной з-номерности в развитии хим. знания, и по-пытки установить такую з-номерность пред-приним. крупнейш. химиками уже в XIX в. Творец теории хим. строения А.М. Бутлеров был вместе с тем и историком химии.
Структурная химия сод. в себе эл-ты учения и о внереакционном сост. в-ва, и о реакц. сист.. Бутлеров связывал структуру в-ва не только со способностью этого в-ва реагировать опред. образом, но и с возмож. появления в ходе р-ии неких промежут. – образу. и распадающихся – соед., о кот. во 2ой пол. XIX в. почти ничего не было извест-но. Т. о., бутлеровская теория хим. строения открывала путь к изучению механизма реакций, т.е. возникновению хим. кинетики.
Следующий шаг в выяснении общих з-номерностей развития хим. наук был сделан Менделеевым. Системный подход, кот. при-вел его к обнаруж. функциональной завис-ти м-у индивид. св-вами эл-тов и их атомными весами, Менделеев пытался применить к развитию химии в целом. Он стремился отыскать ту самую “сквозную”, общую для всей историч. траектории развития химии проблему. Он нашел путь к обнаружению этого самого “единого неизменного и обще-го” всей химии, обратив внимание на то, что химия, как и всякая наука, есть в одно и то же время и теория, и практика. Таким инва-риантным ядром “химии и как науки, и как производства” во всех историч. вариациях химии выступает проблема генезиса св-в в-ва, или проблема реакционной способности.
Именно эта основная проблема химии, а, точнее, способ ее решения был положен Кузнецовым в основание классификации хим. теорий. Способ реш. пробл. генезиса св-в в-ва – это не конкретный эксперим. метод, а св-венный опред. историч. периоду способ связи теор. и практического аспектов основной проблемы химии, способ объясне-ния св-в в-ва, исходя из некоей теор. концеп-ции. Методологически модель опирается на понятие объекта хим. исследования, кот. м. б. представлен в виде следующей иерархии материальных систем: 1) атом хим. эл-та; 2) молекула хим. соед.; 3) система реагир. в-в; 4) высокоорганиз. каталитич. система. Этой иерархии хим. организации в-ва отвечает логика развития способов решения основной проблемы химии, кот. и была положена в основу реконструкции истории химии.
Т. о., весь массив хим. знания м. б. представлен как послед. возникновение, функционир. и развитие 4ех концептуальных хим. систем: учения о составе веществ, учения о структуре, учения о р-иях, учения о хим. эволюции. Именно поэтому Кузнецов проанализировав существо основных хим. з-нов и теорий, пришел к важному выводу о том, что определение химии как науки о в-вах и их превращениях в настоящее время явно устарело, поскольку в нем отсутствует исторический аспект развития химизма.
Понятие концепт хим. системы (термин “концептуальная система” был впервые введен В.Гейзенбергом, у кот. он обозначал относительно замкнутую систему теорий, объединенных некоей общей концепцией), несомненно, явл. гносеологич. Конструктив-ным. Поскольку в фундаменте его содерж. не произвольно выбранный критерий, а ис-торически инвариантный стержень всей хи-мии – ее осн. проблема, постольку оно отра-жает дейст. реально сущ-вовавшие и сущ-вующие отнош. м-у хим. теориями и набора-ми понятий, вход. в эти теории, а также связ. теор. и практ. аспекты хим. превр. в ед. цел.
Предложенный Кузнецовым подход основ. на прав. выбранной точке отсчета: не со стороны совр. состояния хим. исслед. (как правило, такой взгляд искажает реальную событийность знания), а как бы изнутри любого историч. периода, из самого средо-точия проблемы, объединяющей развиваю-щиеся хим. теорию и хим. практику. Только т. о. можно понять историю химии как непре-рывный целостный процесс, а хим. понятия как исторически развивающиеся.
Каждая из 4ех концепт. систем химии, возникнув на определенном историч. этапе ее развития, продолж. развив. в наст. время.
Несмотря на то, что эволюц. химия находится лишь в самом начале своего пути, уже сейчас можно указать те прикладные задачи и технологические процессы, где м. б. использованы ее теор. положения и выво-ды. Это задачи интенсификации проц-ов с использ. кат-ров (ибо иных путей к сущ-ному улучшению работающих в реакторе кат-ров, кроме естеств. отбора наиболее активных центров катализа, нет), поиска новых опти-мальных режимов; это - “нестационар. тех-нология”, моделир. и перенесение в про-мыш. реакторы моделей ферментативных систем, развитие химии высоких энергий, в частности, плазмохим. технологии и др.