На главную 2. Идеалы и критерии научного знания
Научное знание
— знание, получаемое и фиксируемое спе¬цифическими научными методами и средствами (абстра¬гирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеа-лизация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация). Важнейшие виды и единицы научного знания: тео¬рии, дисциплины, области исследования, области наук (физичес¬кие, математические, исторические и т. д.), типы наук (логико-математические, естественно-научные, технико-технологические (инженерные), социальные, гуманитар¬ные). Их носители организованы в соответствующие про¬фессиональные сообщества и институты, фиксирующие и распространяющие научное знание в виде печатной про¬дукции и компьютерных баз данных.
1)Отличительное качество научного знания – его систематизированность. Опять-таки, системы строятся не только в науке. Например, телефонная книга, поваренная книга. Научная систематизация стремится к полноте, и имеет ясное представление об основаниях систематизации и их непротиворечивости.
2)Обоснование и доказательность – признак и принцип в науке. Фалес Милетский первым поставил вопрос о необходимости доказательства геометрических утверждений и сам осуществил ряд таких доказательств. Напр., что круг делится диаметром пополам.
3)Еще одна характеристика – интерсубъективность и интернациональность.
4)Ориентированность на новации и вместе с тем жесткий консерватизм, который представляет жесткий заслон против введения в науку скороспелых, необоснованных новаций.
Поэтому наука – образец рациональности. Гексли говорил, что принимая что-нибудь на веру, наука совершает самоубийство.

Все эти признаки научного знания являются одновременно и идеалом науки. Классический идеал: истинность и фундаментальная обоснованность знания. Представление о некотором универсальном стандарте научного знания, например, редукция к физике, механике, математике Независимость от социокультурных, политических и иных условий. Этот идеал претерпел серьезный кризис на рубеже 19-20-х веков и в наше время. Ни одна из программ подчинения всего знания какому-либо одному из идеалов не была успешно реализована до конца. Химия тоже ждала своего Ньютона, но он так и не появился (Вант-Гофф).
Новый идеал научности альтернативен классическому. Антитезы: антифундаментализм, плюрализация, экстернализация в трактовке научного идеала. От фундаментализма – к фаллибилизму, т.е. представлению о принципиально гипотетическом характере научного знания, оставшемся без поддерживающего его фундамента (Здесь прежде всего Карл Поппер).
Плюрализация: наука теперь рассматривается не как единое, связанное целое, а как совокупность различных парадигм (Кун), исследовательских программ (Лакатос), эпистем (Фуко) и пр. Фейерабенд: все сгодится! Все дозволено! Наука и миф равнозначны. Явный перекос. Но факт: методологическое мышление становится гораздо более терпимым и менее ригористичным.
При этом наука рассматривается не как готовая, а так сказать, на марше, в процессе развития. Она – средство решения проблем, которые постоянно обновляются. Отсюда – критерий эффективности в решении проблем. Т.о. идет поиск новых идеалов научности, отвечающих новому состоянию науки.
Экстернализация – переход от представления о ценностно нейтральной науки к науке ценностно нагруженной. Здесь многие проявляют осторожность, вполне понятную, если учитывать немалое количество примеров пагубного влияния политики и идеологии на науку.