На главную
15. Методы эмпирического исследования. Особенности современного эксперимента.
Среди методов научного исследования различают, как мы говорили выше, методы, которые характерны только для эмпирического или только для теоретического исследования.
1. Наблюдение - Один из важнейших методов эмпирического познания.
2. Целенаправленное научное наблюдение. Наблюдение можно назвать простым, если объект наблюдается в его естественной форме, без изменения условий, в которых он существует. Наблюдение ведется либо непосредственно, либо с помощью приборов. Научное наблюдение всегда имеет определенную цель, ведется систематически и планомерно. Чтобы наблюдение шло успешно, необходимо иметь определенный минимум знаний об объекте, а для этого необходимо ознакомиться с предварительным знанием, которым уже располагает наука. Т.е. наблюдение всегда опосредуется теоретическим знанием.
Сравнение, счет, измерение. С наблюдением тесно связаны такие процедуры, как сравнение, счет, измерение. Наблюдение будет иметь смысл, если его результаты соответствующим образом описаны и систематизированы. Лишь в этом случае становится возможным их научное объяснение. При описании результаты наблюдения сравниваются, систематизируются, в них выделяются общие и специфические черты. Это создает основу для выдвижения на основе материала наблюдения гипотез и теорий. Но это уже задача теоретического исследования.
Классификация. Наивысшего развития знания, получаемые в результате наблюдения, получают тогда, когда от описания и сравнения мы переходим к классификации фактов. Классификация – путь к понятиям. В биологии, например, классифицировать факты стали еще во времена древности. Аристотель классифицировал более 500 видов животных. Создаются различные «травники», закладываются основы научной гербаризации. Большой вклад в разработку принципов классификации внесли К. Линней, Бюффон, Ламарк, Кювье, Дарвин. В химии попытки классифицирования различных веществ тоже имеют давнюю историю.
Эксперимент
В отличие от простого наблюдения, в котором объект фиксируется в естественном виде, так, как он существует и обнаруживает себя, эксперимент означает активное вмешательство человека в дела природы, целенаправленное испытание исследуемых объектов. Лат «экспериментум» - проба, опыт. В истории опытных наук эксперимент как метод познания и эффективный способ получения информации возникает в эпоху Ренессанса и перехода к Новому времени.
Эксперимент вошел в практику науки как следствие определенных социокультурных предпосылок:
1)понимания субъекта познания как противостоящего природе и активно изменяющего ее объекты; 2)представления о том, что опытное вмешательство в протекание природных процессов создает феномены, подчиненные законам природы, 3) представление о природе как закономерно организованной системе.
В эксперименте объект или воспроизводится искусственно или изолируется от его естественного окружения и ставится в точно учитываемые условия, которые мы можем менять. Тем самым мы узнаем о их влиянии на объект. При этом создаются условия, обеспечивающие ход процесса в чистом виде, т.е. наблюдаются его типичные варианты, что облегчает познание его сущности.
Эксперимент непосредственно связан с практикой, с материальной деятельностью. Если по своей цели и роли в науке эксперимент – метод научного познания, то по своему характеру и происхождению – он детище производственной практики. Техника, промышленность доставляют экспериментальные средства, приборы и пр. Большое значение имеет в современной науке промышленный эксперимент, который ставится в условиях промышленного производства. Многие научные эксперименты требуют сейчас сложнейшего технического оснащения. Эксперимент – это когда вы титруете раствор в колбе, как это делали двести лет назад, и когда работаете на синхрофазотроне – а это уже комплекс промышленных предприятий. Некоторые эксперименты не под силу бывают одной стране и требуют международного сотрудничества.
Заключительным звеном экспериментирования, его целью является проверка теории или построение новой теории. Огромную роль играет предварительная работа – запись протоколов, выведение формул, фотографирование, математические записи результатов эксперимента. В этой связи различают два типа экспериментов:
1) исследовательский эксперимент, который связан с поиском неизвестных зависимостей между параметрами объекта. Первые эксперименты носят поисковый характер, когда зависимости между параметрами неизвестны и все логические возможности равновероятны. В первом случае знание носит эмпирический характер, предварительной теорией мы не располагаем. Полученные в результате исследовательского эксперимента зависимости, выраженные математической моделью и сформулированные в обобщенной форме, носят название эмпирических законов
2) проверочный эксперимент, который ставится в случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть те или иные следствия теории. Во втором случае – проверочный эксперимент - теория есть и надо проверить вытекающие из нее следствия. Эксперимент, говорил Н. Бор, относится к ситуации, когда мы можем сказать другим, что мы делали и что узнали.
Т. о. Основные черты эксперимента – его воспроизводимость, материальный характер и имперсональность.
К особенностям современного эксперимента можно отнести все возрастающую роль работы с различными моделями, в результате чего получают широкое распространение такие виды экспериментов, как:
• Мысленный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении
• Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. Данный вид эксперимента можно лишь условно отнести к эксперименту, потому как он не отражает природные явления, а лишь является численной реализацией созданной человеком математической модели.