На главную 14. Методы в научном познании их роль и классификация.

Методы научного познания представляют собой более или менее сложные системы научных приемов. Они служат для предварительной мысленной обработки исследуемых предметов, для получения предварительного эмпирического знания и дальнейшего его развития.
Слово метод – греческого происхождения и означает путь исследования, путь познания. Можно определить метод как систему правил, регулятивных принципов практической и теоретической деятельности. Метод должен быть адекватным природе изучаемых явлений. И он не является только совокупностью приемов познания. Метод имеет объективное содержание. Не только результат познания, но и путь познания должен быть истинным. Для этого он должен иметь объективное, предметное содержание. Таким содержанием являются закономерности, на основе которых и строятся приемы мышления и практического действия. Объективные закономерности, встроенные в теорию, и составляют объективную сторону метода, обеспечивают его истинность. Например, титрование как метод базируется на теории кислотно-основного взаимодействия.Но сама по себе теория методом не является. Для этого надо на ее основе разработать приемы и техники деятельности для дальнейшего получения знания. Поэтому под методом мы будем понимать способ деятельности, в котором воедино соединяются познанные закономерности с целенаправленной деятельностью по практическому и теоретическому овладению предметом.
Их подразделяют на различные типы и уровни. Первый уровень – уровень всеобщности, философско-гносеологический. Философия предоставила науке немалое количество продуктивно работающих методов – диалектический, феноменологический, герменевтический и др.Следующий уровень – общенаучные методы (они используются и вовне научной деятельности). К ним относятся анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстрагирование, обобщение и др. Они используются и на стадии эмпирической, и на стадии разработки теории. Есть методы, характерные только для эмпирического и только для теоретического познания. И, наконец, есть методы частнонаучные, используемые в отдельных науках и характерные только для нее.
Общие методы для всех уровней познания:
1. Анализ – это мысленное или фактическое разложение целого на части с целью изучения отдельных свойств, признаков, структуры предмета. Прекрасно обосновал и описал анализ и его роль в познании Рене Декарт (см.) Анализ редко имеет смысл без противоположной процедуры – синтеза (см. Меделеев Д. И. – не имея перед мысленным взором синтез, не трать время на анализ).
2. Синтез – это мысленное или фактическое воссоединение целого из частей, выделенных и описанных с помощью анализа. Анализ и синтез – наиболее простые приемы познания, и самые универсальные, лежащие в фундаменте всех наук.
3. Абстрагирование - прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений и выделение интересующих нас свойств и отношений. Результатом такой операции является образование различного рода абстракций, которыми являются как отдельные понятия и категории, так и их системы.
4. Обобщение – такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. В результате операции обобщения осуществляется переход от частного понятия к более общему – видовому или родовому. Например, медь, натрий – металлы.
В процессе исследования часто приходится делать заключения о неизвестном, опираясь на уже известные знания. Такой переход осуществляется с помощью индукции или дедукции.
5. Индукция – метод рассуждения, в котором вывод строится на основе частных посылок. От частного к общему – движение по индукции. Лат индукция – наведение. Знание частного наводит на обобщение, как бы подталкивает к нему. Основой индукции является опыт, данные наблюдения и эксперимента, анализируя которые, мы устанавливаем общие и повторяющиеся свойства. В качестве вывода получаем суждение, в котором признак приписывается всему классу
6. Дедукция – обратный ход движения мысли – от общих посылок к частным заключениям. В дедуктивном суждении одна из посылок может быть получена предварительным индуктивным путем. Все металлы электропроводны. Медь – металл и т. д. Индукция и дедукция так же связаны между собой и дополняют друг друга, как и анализ и синтез.
7. Аналогия – это умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов в одних свойствах делается вывод о наличии у них других сходных свойств. Методом аналогии было сделано множество открытий в науке. Например, имеющееся сходство между движением жидкости по трубке и электронов по проводнику послужило основой для разработки теории электрического тока. Или: при изучении природы света были установлены такие явления, как дифракция и интерференция. Эти же свойства были ранее обнаружены у звука и вытекали из его волновой природы. На основе этого сходства Гюйгенс заключил, что и свет имеет волновую природу. Или: определенное сходство в отражательных процессах живых организмов и некоторых физических процессах способствовало созданию кибернетических машин. Широко используется аналогия в современной синергетике.
8. Моделирование – это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных, интересующих исследователя сторон. Модель может иметь физическую, математическую или какую-то иную природу. Важно, чтобы манипуляции с нею давали возможность транслировать получаемые сведения на оригинал. Это возможно не всегда, а лишь тогда, когда свойства модели релевантны, т.е. действительно соответствуют свойствам оригинала. Полное совпадение свойств модели и оригинала никогда не достигается, причем по очень простой причине: модель – не оригинал.
9. Формализация- это прием, по которому какое-то содержательное знание предстает в виде формальных систем, в которых вместо естественного языка употребляется язык символов, искусственных знаков. Знаки имеют довольно устойчивый характер и позволяют уточнять знание, логически выводить и доказывать его. В современной науке формализация знания связана с применением математической логики и компьютерной техники. Формальные системы, полученные в результате формализации теорий, характеризуются наличием алфавита, правил образования и правил преобразования.
10. Идеализация - это прием, в процессе которого объект для удобства познания заменяют идеализированным объектом, применительно к которому те или иные закономерности приобретают простой и ясный вид. Для этого, с одной стороны, отвлекаются от каких-то свойств объекта, а, с другой, приписывают такие, какими реальный объект не обладает. Уберем, например, объем молекулы и получим идеальный газ. Представим, что тело поглощает все падающие на него лучи и получим абсолютно черное тело. Ясно, что в реальности нет точек, идеального газа, абсолютно черных или абсолютно твердых тел и др. И эти объекты получают, огрубляя действительность. А между тем с помощью идеализаций получают точное теоретическое знание. Эффективность идеализаций в том, что они являются формой выделения общего.