На главную
12. Роль ценностей в современной науке


Ценностные установки ученого и научного сообщества играют важную роль в процессе научного познания, хотя и не всегда бывают осознанными. Это в равной мере касается и гуманитарных, и естественных наук. Экспериментальное естествозн-е Нового времени вообще стало возможным в результате появления определенной системы идеалов и ценностей, задающих такое отношение человека к природе, которое является весьма специфичным и которое ранее никогда не существовало в природе.
Любая человеческая деятельность предполагает в качестве своего условия стремление реализовать те или иные цели и ценности. Ведь ценность – это то, к чему устремлена разумная воля и что составляет ее регулятив. Ценность определяет мотивацию челов-х поступков. Она отвечает на вопрос: для чего нужна та или иная деятельность. Ценностные ориентации в науке не только участвуют в формировании методолог-й установки ученого, но, по словам В.С. Степина, «образуют фундамент этоса науки, который должен усвоить ученый, чтобы успешно заниматься исследованиями». И действительно, основу научного этоса составляет стремление к истине как высшей ценности науки.
В рамках неклассической науки (малой науки-науки ради науки) можно говорить о номенклатуре институциональных ценностей Р.Мертона (амер.социолог).
Номенклатура институциональных ценностей Мертона:
1) Универсализм – имперсональный характер знания. Знания справедливы и независят от того, кто их высказывает. Ограничение продвижения науки на основе ч-л кроме компетентности – урон науке.
2) Коллективизм – (коммунизм)-незамедлительно передать результаты исследований научному сообществу в свободное пользование, без личных предпочтений.
3) Бескорыстность – ученый должен строить свою деятельность так, будто он делает все с бескорыстной стороны. Не использовать талант для достижения финансового успеха. Запрет на обращение к главам государств по вопросам науки
4) Организованный скептицизм – детальный, объективный анализ исследования.

Возражения против норм Мертона: нормы носят слишком абстрактную форму и, кроме того, постоянно нарушаются. Основные нарушения носят личностный фактор, кроме того, изменился характер самой науки.
В современном обществе происходит коммерционализация и профессионализация науки (большая наука).Профессионализация науки есть переход от научной деятельности как призвания, направленной на достижение Истины, к науке как профессии, а профессия обязывает служить не столько Истине, сколько тем, кто платит, обеспечивает «научные предприятия», гарантирует устойчивое материальное благополучие.
Профессионализация науки оказала глубокое воздействие на нормативно-ценностную составляющую научной деятельности, а именно, сформировала установку, по которой ученый выступает как поставщик специализированных знаний и ответствен лишь за их достоверность, обоснованность и проверенность. И второе, профессионализация науки постепенно выводит из фокуса внимания ученых проблему истины. Ценность знания измеряется не его истинностью, а способность порождать новое знание и практической применимостью. Истине как сверхценности не осталось места в науке, она исчезла из ее ценностного горизонта.
Профессионализация науки – необходимое условие ее современного существования, это несомненный факт. Но когда профессиональную сторону науки противопоставляют ее ценностному смыслу, расщепляется первичное смысловое единство, благодаря которому наука некогда возникла как социальное явление.