На главную 11. Постнеклассическая наука и её основные черты и научные программы
В современную эпоху, в последнюю треть XX столетия происходят новые радикальные изменения в основаниях науки. Их можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука. Современный этап становления науки, начавшийся в 70-х гг. XX века. Автором концепции является академик В. С. Степин. Основными чертами нового этапа становятся: Междисциплинарность. Особенность междисциплинарного подхода состоит в том, что он допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов, в этом случае, обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей. Например, кровеносная система организма схожа с системой трубопроводов технического объекта. Эта обстоятельство позволяет биологу исследовать кровеносную систему организма, методом, который применяется в физике для описания движения жидкости по трубам. В результате появляется «междисциплинарная дисциплина» – биофизика, использующая междисциплинарный подход. По такому принципу организованы и другие бинарные (двойные) междисциплинарные дисциплины. Продолжая пример с биологией, можно продолжить список таких междисциплинарных дисциплин – биохимия, биомеханика, социобиология, бионика, а также многие другие. Следует отметить, что, для сохранения границ дисциплинарных коробок, в междисциплинарных исследованиях всегда присутствуют «ведущая» и «ведомая» дисциплины. Все результаты, даже те, которые получены при помощи методологии «ведомой» дисциплины, как это было в приведенном примере, интерпретируются с позиции дисциплинарного подхода «ведущей» дисциплины. Поэтому междисциплинарный подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных дисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности.
Синергетика Характерным примером постнеклассической науки мыслится синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). «…Наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы…». Самоорганиза?ция — процесс упорядочения в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия.В зависимости от подхода к описанию самоорганизации в определение включают характеристики системы, тип внутреннего фактора, особенности процесса. • Обслуживание утилитарных потребностей промышленности. • Дальнейшее внедрение принципа эволюционизма – системы взглядов в изучении истории жизни, подразумевающей всеобщее постепенное (упорядоченное) и закономерное (последовательное) развитие. Основной принцип предполагает описание динамики происходящих во времени изменений и определение ведущих к этому причин.
Укрепление парадигмы целостности. Естествознание длительное время ориентировалось на постижение «природы самой по себе», безотносительно к субъекту познания. Гуманитарные науки, наоборот, - на постижение человека, человеческого духа, культуры. В настоящее время идеи и принципы современного е-з (особенно синергетики) все шире внедряются в гуманитарные науки, и наоборот. Наблюдается тенденция к конвергенции двух распавшихся ранее культур – научно-технической и гуманитарно-художественной. Причем человек оказывается центром этого процесса.
Преодоление разрыва объекта и субъекта – конкретизация идеи целостности. Уже на этапе неклассического е-з стало очевидно, что «печать субъективности лежит на фундаментальных законах физики» (А. Эдингтон), что «объект и субъект едины» (Э. Шредингер), что «сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности» (К. Вайцзеккер) и т.п. Один из основателей квантовой механики В. Гейзенберг отмечал, что в его время следует говорить уже не о картине природы, а о картине наших отношений с природой. Требование объективности в атомной физике ограничено тем, что полное отделение наблюдаемого феномена от наблюдателя уже невозможно.Научное исследование – не монолог, а диалог человека с природой. Тем самым объективность в современной теоретической физике (да и других науках) обретает более тонкое значение, поскольку научные результаты не могут быть отделены от исследовательской деятельности субъекта.
Формулировка антропного принципа. В естествознании XX в. сформировался и получает все более широкое распространение т.н. «антропный принцип» – один из фундаментальных принципов современной космологии. Его суть афористически выразил Дж. Уилер: «Вот человек, какой должна быть Вселенная». Суть антропного принципа заключается в том, что наличие человека (наблюдателя) является необходимым условием для существования материальных основ картины мира. Существует две разновидности антропного принципа. Слабый вариант: наше положение во Вселенной является привилегированным в том смысле, что само существование Вселенной должно быть совместимо с нашим существованием как наблюдателей. Сильный вариант: Вселенная (и, сл-но, фундаментальные параметры, от которых она зависит), должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование человека. Иначе говоря, человек мог появиться лишь во Вселенной с определенными свойствами.

Постнеклассической науке предшествовала классическая наука XVII века (основанная на механицистской картине мира) и неклассическая наука XIX века (основанная на нередуцируемой параллельности или релятивности описания мира в разных науках).