На главную
1. Определение науки. Наука как знание и специфическая деятельность.
Определять науку очень сложно, настолько это громоздкое и разнообразное предприятие, особенно в наше время. Английский биохимик и историк науки Джон Бернал в огромной работе «Наука в истории общества» пишет, что любая попытка дать определение науки – а таких имеется немало – может выразить более или менее точно лишь один из ее аспектов.
Наука – это форма исследовательской (духовной) деятельности людей, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать её изменению. Помимо новизны, научное знание является логически максимально обобщенным и объективным. Приращение знания и его объективность есть главные признаки науки.
С точки зре¬ния философского метода наука, во-первых, есть результат деятельности рациональной сферы сознания (а не чувственной и тем более— иррациональных его сфер). Во-вторых, на¬ука— это объектный тип сознания, опирающийся в существенной степени на внешний опыт. В-третьих, наука в равной степени относится как к познаватель¬ной, так и к оценочной сфере рационального сознания. Итак, с точки зрения всеобщих характеристик со-знания наука может быть определена как рациональ¬но-предметная деятельность сознания. Ее цель — по¬строение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Источником рационально¬го знания не может быть ни чувственный опыт сам по себе, ни художественное воображение, ни религиоз¬но-мистическое откровение, ни экзистенциальные пе¬реживания, а только мышление — либо в форме пост¬роения эмпирических моделей чувственного опыта, либо в форме конструирования теоретических объек¬тов (мира «чистых сущностей» или мира идеальных объектов).Полученное в результате деятельности мышления рациональное знание должно отвечать следующим требованиям: понятийно-языковой выразимости, опре¬деленности, системности, логической обоснованности, открытости к критике и изменениям.
Как и другие формы познания, наука есть соцокультурная деятельность, а не только «чистое знание».Таким образом, основные стороны бытия науки – это, во-первых, процесс получения нового знания; во-вторых, результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему (а не просто их суммирование); в-третьих, - социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т.п.; этос (нравственность) науки, профессиональные объединения учёных, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации учёных и т.п.; в-четвёртых, особая область человеческой деятельности и важнейий элемент (сторона) культуры.
Таким образом, наука может быть определена как осо¬бая, профессионально-организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания, обладающего следующими свойствами: объектная пред¬метность (эмпирическая или теоретическая), общезначи¬мость, обоснованность (эмпирическая и/или теоретичес¬кая), определенность, точность, проверяемость (эмпири¬ческая или логическая), воспроизводимость предмета знания (потенциально бесконечная), объективная истин¬ность, полезность (практическая или теоретическая). В различных областях науки эти общие критерии научно¬сти знания получают определенную конкретизацию, обус¬ловленную специфическими предметами этих областей, а также характером решаемых научных проблем.
Наука как знание. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Знание-это результат процессов познания , выраженной в той или иной знаковой форме. Обычно называют такие критери¬альные признаки научного знания: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, теорети¬ческая и/или эмпирическая обоснованность, инстру-ментальная полезность (практическая применимость). Соблюдение этих свойств должно гарантировать объек¬тивную истинность научного знания, поэтому часто «научное знание» отождествляют с «объективно-истин¬ным знанием».Научное знание — знание, получаемое и фиксируемое спе¬цифическими научными методами и средствами (абстра-гирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеа¬лизация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ее особый язык и т. д.). Важнейшие виды и единицы научного знания: тео¬рии, дисциплины, области исследования (в том числе про¬блемные и междисциплинарные), области наук (физичес¬кие, математические, исторические и т. д.), типы наук (логико-математические, естественно-научные, технико-технологические (инженерные), социальные, гуманитар¬ные). Их носители организованы в соответствующие про¬фессиональные сообщества и институты, фиксирующие и распространяющие научное знание в виде печатной про¬дукции и компьютерных баз данных.
Наука как специф.деятельность. Любая деятельность имеет цель, конечный продукт, методы и средства его получения, направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет, представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов.
Цель науки – получение объективных истинных знаний о реальности в виде эмпирических фактов, законов, теорий и научных картин мира. Предмет — имеющаяся эмпирическая и теоретическая информа¬ция. В изучение могут быть включены любые объекты и стать предметом науки. В том числе, и будущ. объекты, что означает: наука создает новые предметные миры. Это иногда страшно раздражает не только обывателей, но и даже некоторых ученых Например, Макс Борн считал, что космические исследования- пустая трата средств и времени. Средства — имеющиеся в распоряжении исследователя методы анализа и коммуникации. У науки специфические методы и средства получения истинных знаний. Напр., эксперимент. Знания приобретаются не только в науке, но здесь их получение является целью.
Известны три основные модели изображения про¬цесса научного познания: 1) эмпиризм; 2) теоретизм; 3) проблематизм. Согласно эмпиризму научное позна¬ние начинается с фиксации эмпирических данных о конкретном предмете научного исследования, выдви¬жение на их основе возможных эмпирических гипо¬тез — обобщений, отбор наиболее доказанной из них на основе ее лучшего соответствия имеющимся фак¬там. Ее видными представителями были Ф. Бэкон, Дж. Гер-шель, В. Уэвелл, Ст. Джевонс, Г. Рейхенбах, Р. Карнап и др.
Прямо противоположной моделью научного позна¬ния является теоретизм, считающий исходным пунктом научной деятельности некую общую идею, рожденную в недрах научного мышления (детерминизм, индетерми¬низм, дискретность, непрерывность, определенность, неопределенность, порядок, хаос, инвариантность, из¬менчивость и т. д.). Эмпирический опыт призван быть лишь одним из средств конкретиза¬ции исходной теоретической идеи. Наиболее последо¬вательной и яркой формой теоретизма в философии науки выступает натурфилософия, считающая всякую науку прикладной философией, эмпирической конкре¬тизацией идей философии (Г. Гегель, марксистская диалектика природы и др.).
Наконец, третьим, весьма распространенным и, на мой взгляд, наиболее приемлемым в современной философии науки вариантом изображения структуры научной деятельности является концепция проблематизма, наиболее четко сформулированная К. Поппером. Согласно этой модели наука суть специфический спо¬соб решения когнитивных проблем, составляющих исходный пункт научной деятельности. Научная про¬блема — это существенный эмпирический или теоре¬тический вопрос, формулируемый в имеющемся язы¬ке науки, ответ на который требует получения новой, как правило, неочевидной эмпирической и/или теоре¬тической информации.
Вечно неудовлетворенное любопытство — глав¬ная движущая сила науки.
Современная научная деятельность не сводится, однако, к чисто познавательной. Она является суще¬ственным аспектом инновационной деятельности., на¬правленной на создание новых потребительных сто¬имостей. Современная наука уже с конца XIX века (времени создания промышленного сектора науки) жестко вплетена (экономическими, тех¬нологическими и институциональными узами) в прак¬тическую деятельность, в систему «наука — техника (технология)».